В политических теориях XVI в. заметное место принадлежит учению о государственной власти и суверенитете, разработанному французским политическим деятелем и мыслителем, историком, юристом Жаном Боденом (1530—1596). Он родился в Анжере, затем переехал в Париж; обучался в университетах Анжера, Парижа и Тулузы. В последнем, окончив правоведческий факультет, некоторое время преподавал римское право, но академические занятия были им оставлены ради практики. Историческую известность принесли Ж. Бодену не десятилетия политической, дипломатической, юридической деятельности, а литературное научное творчество, которым он занимался параллельно. Европейский успех ожидал первый значительный труд «Метод легкого изучения истории» (1566 г., переиздан уже в 1572 г.).
Еще более популярным стало основное произведение Ж. Бодена «Шесть книг о государстве» (1576); за три года оно выдержало семь изданий. Работа была переведена на многие европейские языки, сам Ж. Боден перевел ее на латынь.
Шестнадцатый век для Франции был веком гражданских войн, религиозной борьбы, столкновений политических группировок, претендующих на королевскую или региональную власть. В середине — второй половине столетия обострились отношения между католиками и протестантами (их во Франции называли гугенотами). Первые требовали принятия крайних мер в борьбе за чистоту религии. Не оставались в долгу и вторые, проявляя нетерпимость к католицизму и готовность к насильственным действиям. На этой основе происходит усиление крупных феодалов, старых дворянских родов, ослабление монархической власти. В политических и религиозных потрясениях события могли развиваться непредсказуемо, принять любой оборот. В таких условиях постепенно обозначился слой умеренных, склонных к компромиссу, терпимых к иным трактовкам христианской веры католиков и протестантов. Его интересы выражала партия «политиков», или умеренных, деятельность которой, однако, не оказала серьезного влияния на развитие политической ситуации. Являясь одним из идейных лидеров партии «политиков», Ж. Боден стремился поставить государственные интересы выше религиозных, выступал за веротерпимость, отстаивал свободу выбора религии, гарантированную суверенной властью.
Таким образом, именно исторические условия предопределили политическое содержание доктрины Ж. Бодена. Мыслитель ратовал за сильную королевскую власть, способную объединить страну, обеспечить мир и справедливость. Им впервые обоснован суверенитет как одна из основополагающих характеристик государства.
Суверенитет (summa rerum или summa imperio), по выражению Ж. Бодена, определяет власть государства, ее тип. Суверенная власть является единой и абсолютной, не знающей никаких ограничений со стороны других органов, постоянной, т. е. бессрочно действующей во времени.
Верховная власть заключается в пяти функциях: 1) назначение должностных лиц и определение их обязанностей; 2) принятие, обнародование и отмена законов; 3) объявление войны и заключение мира; 4) осуществление полномочий высшей судебной инстанции; 5) наказание и смягчение наказания тогда, когда закон не предоставляет этих возможностей. Эти исключительные права принадлежат именно верховной власти, но не низшим чиновникам.
Как отмечает Ж. Боден, на суверенитет как на характеристику государственной власти предшествующие мыслители не обращали внимания. Суверенитет не совпадает с государственной властью. Он коренится, по мнению Бодена, в народе. Эта демократическая посылка нивелируется, однако, выводом о возможности делегирования суверенной и вечной власти какому-либо лицу. Передача власти должна быть полной и безусловной, она подобна дарению имущества, при котором бывший собственник не имеет на подаренную вещь никаких прав. Аргументом в пользу абсолютной монархии является то, что власть, данная государю на каких-то условиях и налагающая на него какие-то обязательства, не является суверенной. Ж. Боден отрицает возможность юридического ограничения власти монарха, ссылаясь в том числе и на политическую практику Англии. Данный факт, как указывает русский ученый-юрист Г. Ф. Шершеневич, является весьма примечательным — через полтора столетия политические писатели Франции будут перенимать из Англии не идеи абсолютизма, а конституционные принципы.
Государство (в авторской терминологии Ж. Бодена используется термин «республика») есть осуществление суверенной властью справедливого управления (в других переводах «правового управления», «управления сообразно праву») многими семьями и тем, что находится в их общем владении. На первом месте для мыслителя в понятии государства стоит справедливое, правовое начало, которое и отличает государство от разбойничьей шайки (проблема, сформулированная еще Блаженным Августином). В Новейшее время идея справедливого государственного управления стала определяющей для характеристики правового государства, в то время как формально-юридическое понятие государства от нее отвлекается.
Идея справедливого управления имеет ограничивающее значение для суверенной власти. Суверен не вправе поступать произвольно, он должен действовать в соответствии с началами справедливости. Кроме того, суверенная власть не может нарушать Божественные и естественные законы, поскольку не распространяет свое действие на них.
Таким образом, уточняется понимание суверенной власти как власти абсолютной. С одной стороны, суверен принципиально стоит над законами, он не подчиняется ни предписаниям, ни велениям других людей, поскольку должен сам давать законы, осуществлять иные функции верховной власти. С другой стороны, в понимании Бодена между суверенной властью и абсолютным произволом нельзя поставить знак равенства. Суверен обязан поступать справедливо, в соответствии с Божественными и естественными законами; кроме того, пределы верховной власти ставятся имущественными семейными отношениями. В полномочия суверена не входят права на собственность подданных. Распоряжаться ею или изымать ее (например, в виде налогов) без согласия народа (его представителей) монарх не имеет права. Управленческая деятельность государства не должна касаться и семейных отношений. Государство составляют не отдельные люди, а семьи, состоящие из отца, матери, детей, слуг и рабов. Каждая семья, как и государство, должна находиться под справедливой властью главы семьи. В его права верховная власть вмешиваться не вправе. Семья — это прообраз государства, модель государственной власти, только в уменьшенном размере. Правильная организация на уровне семьи составляет основу прочной государственной власти.
Боден критикует проекты идеального государства Платона и Т. Мора, основанные на общности имущества и ликвидации частной собственности. Такое государство прямо направлено против Божественных и естественных законов. Они запрещают не только кровосмешение и прелюбодеяние (что неизбежно при общности жен в проекте Платона), но и посягательство на чужое имущество, откуда следует, что государство необходимо и для того, чтобы гарантировать каждому его собственность. Если нет ничего частного, то нет и ничего общего; достаточно известно, что общее достояние не может быть объединяющей силой и влечет раздоры. Общность имущества несовместима с семьей, являющейся основой государства; при общности имущества нет ни семьи, ни государства.
Проанализировав богатый исторический материал, Боден в своих обобщениях останавливается на характеристике трех форм правления — единоличного правления, правления нескольких и правления всех. Разновидности этих форм правления, равно как и смешанные формы правления, Боден не выделяет, поскольку первые, по его мнению, представляют собой бесчисленное множество случайностей, а вторые вообще недопустимы, поскольку суверенитет не может одновременно принадлежать королю, аристократии и народу.
Классическая постановка проблемы организации государственной власти требует поиска наилучшей формы правления. Ж. Боден подвергает критике народовластие; оно оказывается наихудшей и среди правильных форм правления (по сравнению с аристократией и монархией), и среди извращенных их разновидностей (по сравнению с олигархией и тиранией). Во втором случае охлократия, т. е. господство толпы, презирающей любые законы, представляет собой некий вид анархии, когда никто не повинуется никаким приказам, нет вознаграждения за хорошие поступки, нет наказаний за преступления. Не заслуживает доверия и основанное на равенстве правильное народовластие, поскольку в своих принципах оно расходится с природой,
в которой гармония достигается согласованием разнородного. Мудрость правления — природный дар только избранных. «Что может быть глупее плебса?» — ставит Боден риторический вопрос. Мыслитель опровергает и доводы в пользу аристократической формы правления. Он полемизирует также с Платоном и Макиавелли по поводу возможной высокой оценки народовластия и аристократического правления.
Наилучшей формой правления является монархия. Это подтверждается наблюдениями за природой, где везде установлено единовластие. «Королевская власть, безусловно, ближе всего к природе, и утверждена Богом, отцом природы». Монархия является самой прочной из всех форм правления, поскольку она соответствует должной организации семейной власти с абсолютной властью главы семьи. При этом наиболее соответствует законам природы наследственная монархия. Ж. Боден выступает против теорий выборного монарха, поскольку это ведет к смутам и усобицам. В контексте политической ситуации во Франции во второй половине XVI в. мыслитель доказывает, что только монархия способна сплотить страну и водворить мир. Власть разделенная всегда слабее; как в мирное, так и в военное время желательно ее соединение в одних руках.
Боден желает видеть на троне идеального монарха, соблюдающего Божественные и естественные законы, мудрого, благоразумного, смелого. Монарх должен держать данное слово, быть заботливым по отношению к подданным, устрашающим для врагов, снисходительным к провинившимся, быть ко всем справедливым. Такое, однако, встречается нечасто. Как замечает Боден, не следует удивляться тому, что существует мало добродетельных государей. Таких людей вообще мало, и если среди множества государей находится один хороший человек, это великое диво. Кроме того, не всякий добродетельный человек может противостоять окружающим монарха соблазнам власти и удержаться от падения.
Управление государством должно строиться на началах законности, обязательности подчинения приказам государя. Даже если приказ является неправомерным, должностное лицо обязано или исполнить его, или уйти в отставку. Ж. Боден не допускает возможности неповиновения монарху, это требование направлено на поддержание как правопорядка, так и единства страны, против сепаратных устремлений крупных феодалов.
В работах Ж. Бодена освещены и иные политико-правовые проблемы. Так, значительное внимание ученый уделяет влиянию на устройство политических учреждений, на правовые установления, в целом на нравы народов географического положения, климата и др. В частности, неоднократно отмечалось, что северные народы более сильны, южные более умны; соответственно, у них разнятся политические учреждения, законы, судопроизводство и проч. Эти идеи впоследствии были развиты Ш.-Л. Монтескьё.
Боден создал в целом светскую теорию государства, анализируя исторические факты и предлагая аргументы и обобщения, не основанные на Священном Писании. Печать времени лежит, однако, на его теоретизированиях об астрологии и суевериях (в 1580 г. издана работа Ж. Бодена «Демономания колдунов»), на юридических преследованиях ведьм.
Высокая оценка его научного творчества давалась в русской дореволюционной литературе. Ж. Боден назывался основателем государ- ствоведения (Г. Ф. Шершеневич). За основным произведением «Шесть книг о государстве» в силу его основательной и обширной учености, изложенных в нем юридических сведений и государственного смысла признавалось почетное место в политической литературе всех времен и народов (Б. Н. Чичерин).
Боден, шагнув за рамки своего времени, решал тем не менее конкретно-исторические задачи. Идея суверенитета как качественной характеристики государственной власти была направлена на централизацию государства, на обретение контроля за иными субъектами политической деятельности, конкурировавшими с государством (церковью, городами, сословиями, крупными феодалами) в целях достижения мира и процветания страны.
Современная политико-правовая наука рассматривает суверенитет в качестве неотъемлемой характеристики государственной власти. Иное время, однако, вносит поправки в учение четырехвековой давности. Идея суверенитета оказалась сочетаемой с федеративным государственным устройством и определенной политической самостоятельностью субъектов федерации. Ж. Боден отстаивал не только внутренний суверенитет, но и внешний, подразумевая, что на государство не должны оказывать решающее влияние ни другие государства, ни государственные образования, к примеру Священная Римская империя, ни церковная организация. В последние десятилетия XX в. и в начале XXI в. идет процесс укрепления позиций мировых и региональных организаций, надгосударственных образований. Раздаются голоса в пользу того, что глобализация социальных процессов должна рано или поздно развенчать идею суверенности национальных государств.
|