Среда, 27.11.2024, 12:57
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Налог на прибыль и расходы на сертификацию и лицензирование

Как Вы знаете, отдельные виды деятельности на территории Российской Федерации могут осуществляться только на основании лицензии. Законодательством Российской Федерации определен перечень товаров, работ и услуг, которые подлежат обязательной сертификации. И сертификация, и лицензирование осуществляются на платной основе.

В статье мы расскажем о том, как расходы на сертификацию и лицензированию учитываются в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Расходы на сертификацию

Сертификация представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).

Сертификация может носить обязательный или добровольный характер, что следует из статьи 20 названного выше закона.

Добровольная сертификация осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Осуществляется добровольная сертификация для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия, осуществляемого в форме добровольной сертификации, являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования (статья 21 Закона N 184-ФЗ).

Объекты сертификации, сертифицированные в добровольном порядке, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации, что установлено статьей 22 Закона N 184-ФЗ.

Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации (пункт 2 статьи 23 Закона N 184-ФЗ).

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме (пункт 3 статьи 20 Закона N 184-ФЗ):

- принятия декларации о соответствии (Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982; Форма декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов утверждена Приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. N 54);

- сертификации (Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982).

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, который должен содержать данные, перечень которых приведен в пункте 2 статьи 25 Закона N 184-ФЗ.

Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции, срок действия сертификата определяется соответствующим техническим регламентом, форма сертификата утверждена Приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. N 53 "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов".

Обязательное подтверждение соответствия осуществляются на платной основе на основании договора с заявителем, причем стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия продукции определяется независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, являющихся заявителями (пункт 4 статьи 23 Закона N 184-ФЗ).

Оплата работ по сертификации осуществляется в соответствии с постановлением Госстандарта России от 23 августа 1999 г. N 44 "Об утверждении правил по сертификации "Оплата работ по сертификации продукции и услуг". Пунктом 2.1 названного документа установлено, что все фактически произведенные работы по сертификации оплачиваются за счет собственных средств предприятий, организаций, граждан, обратившихся с заявкой на проведение соответствующих работ, вне зависимости от принятых по их результатам решений.

Следует отметить, что декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 23 Закона N 184-ФЗ).

Организации, являющиеся налогоплательщики налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы по этому налогу руководствуются главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подпункт 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ).

В случае если расходы организации на сертификацию товаров являются экономически оправданными, то затраты заявителя на обязательное подтверждение соответствия продукции, проводимое в форме обязательной сертификации в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ, могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Такое мнение высказано в письме Минфина России от 22 августа 2014 г. N 03-03-06/1/42026.

Статьей 272 НК РФ предусмотрено, что при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318-320 НК РФ.

В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Согласно пункту 2 статьи 318 НК РФ сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных НК РФ.

Вместе с тем, подпунктом 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ предусмотрено, что датой осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные работы (оказанные услуги) является дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Учитывая изложенное, затраты на сертификацию продукции могут быть единовременно включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления организации документов, служащих основанием для произведения расчетов. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина России от 1 июля 2014 г. N 03-03-06/1/31600, от 28 марта 2014 г. N 03-03-РЗ/13719.

Заметим, что ранее Минфин России по вопросу признания для целей налогообложения расходов на сертификацию придерживался иной точки зрения, о чем, в частности, свидетельствует письмо от 18 марта 2013 г. N 03-03-06/1/8186.

В письме говорилось, что расходы на обязательную и добровольную сертификацию продукции и услуг, произведенные в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ, включаются в состав расходов для целей налогообложения прибыли в течение срока, на который выдан сертификат. Данной позиции финансового министерства придерживались и суды. Так в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 22 марта 2006 г. по делу N А56-14268/2005 сказано, что статья 318 НК РФ устанавливает порядок определения суммы расходов на производство и реализацию и должна применяться в системной связи с положениями статьи 272 НК РФ о порядке признания расходов. Расходы на получение сертификатов направлены на возможность их использования для получения дохода в течение срока действия сертификатов. При таких обстоятельствах расходы на получение сертификатов организация должна равномерно учитывать при исчислении налога на прибыль в течение срока их действия, а не списывать единовременно.

Немало вопросов возникает у налогоплательщиков по поводу того, можно ли учесть в составе расходов в целях исчисления налога на прибыль расходы на проведение добровольной сертификации системы менеджмента качества. В ответе на этот вопрос в письме от 04 сентября 2013 г. N 03-03-06/1/36419 специалисты Минфина России отметили, что расходы на добровольную сертификацию системы менеджмента качества, соответствующие критериям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Расходы на лицензирование

В самом начале статьи мы сказали о том, что отдельными видами деятельности организация может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).

Обращаем Ваше внимание на то, что положения Закона N 99-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с осуществлением видов деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 1 названного закона, лицензирование которых осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности (пункт 3 статьи 1 Закона N 99-ФЗ).

Перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, содержит статья 12 Закона N 99-ФЗ. Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ, действует лицензия бессрочно (пункт 1, 4 статьи 9 Закона N 99-ФЗ).

За предоставление лицензии, ее переоформление, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 1 статьи 10 Закона N 99-ФЗ). Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридических значимых действий содержит статья 333.33 главы 25.3 НК РФ.

Обратите внимание! Взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования не допускается! Такой запрет установлен пунктом 2 статьи 10 Закона N 99-ФЗ.

В статье мы уже говорили о том, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Так как определенные виды деятельности могут осуществляться организациями только при наличии лицензии, расходы на получение лицензии являются экономически обоснованными расходами.

Как следует учитывать расходы на лицензирование?

Отметим, что государственная пошлина, отнесенная пунктом 10 статьи 13 НК РФ к федеральным сборам, подлежащая уплате при лицензировании отдельных видов деятельности, представляет собой сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, что следует из статьи 333.16 НК РФ.

По мнению Минфина России, высказанному в письме от 12 апреля 2013 г. N 03-03-06/1/12248, поскольку государственная пошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, является федеральным сбором, то суммы указанного сбора учитываются в расходах единовременно в момент начисления.

Учитывая, что взимание платы за осуществление лицензирования не допускается, то помимо государственной пошлины за выдачу лицензии, взимаемой в размере и порядке, который установлен законодательством Российской Федерации (статья 10 Закона N 99-ФЗ), к расходам по приобретению лицензии могут относиться еще и затраты на консультационные, юридические и иные услуги.

Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли на основании подпунктов 14, 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ являются прочими расходами, датой признания которых является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода (подпункт 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.04.2017)
Просмотров: 146 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%