Среда, 27.11.2024, 15:58
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Иоганн Готлиб Фихте

Иоганн Готлиб Фихте родился в местечке Раменау на юге Германии, в семье деревенского ткача, в 1762 г. В детские годы будущий философ помогал отцу в ведении нехитрого хозяйства. Его главной обязанностью было пасти скот. Незаурядные способности мальчика были замечены местным помещиком. Фихте был отдан в обучение пастору Кребелю. Затем он учился в городской школе, а в 1780 г. поступил в Йенс кий, а затем в Лейпцигский университет. Его материальное положение было очень тяжелым, не было денег для платы за обучение. Фихте пришлось стать домашним учителем. После кратковременного пребывания в Польше он в 1791 г. приезжает в Кенигсберг. Здесь публикует свой первый трактат «Опыт критики всякого откровения». После знакомства с уже знаменитым философом Кантом он начинает бывать в его доме и пользоваться его поддержкой.

 

В 1792 г. Фихте переезжает в Швейцарию. Он восторженно принимает Французскую революцию и пишет ряд сочинений в ее защиту. Одновременно в эти годы он закладывает основы своего Наукоучения как философии субъективного идеализма. Его имя становится известным в философских кругах Европы. Недолгое время Фихте читает лекции в Лейпциге, а с 1793 г. в Йене. В 1799 г. он переезжает в Берлин, где и остается до конца жизни. Умер Фихте в 1814 г.

Наукоучение Фихте есть яркий пример философии субъективного идеализма (правда, к концу жизни он эволюционировал к идеализму объективному). Главная идея философии Фихте — идея свободы и активности личности. При этом «Я» Фихте не есть отдельная человеческая личность, но постоянно действующий субъект, который создает себя посредством этой деятельности. Это своего рода собирательный образ человека. У него в конечном счете субъект и объект пронизывают друг друга. И в центре этого единства стоит проблема свободы, определяющая смысл его учения об обществе, праве и государстве.

Учение о праве. Две идеи составляют основу социальной философии Фихте: идея развития и идея борьбы. Они также составили основу его учения о праве и государстве. Право, по Фихте, есть необходимое условие самосознания. Без права было бы невозможно существование «Я». Оно полагает и «не-Я». Но и то и другое означает наличие внешних практических отношений. Эти отношения и составляют сущность права. Право не может быть продуктом природы, оно общественно. Поэтому философия права есть учение о свободных действиях людей. Фихте объясняет это следующим образом: если бытие есть не что иное, как деятельность, то и сущность права составляет она же. Значит, главным (исходным) является правоотношение. Именно правоотношение есть «первичная клеточка» права. Правоотношение, в свою очередь, опирается на правовое сознание, воплощенное в нормах права. Благодаря им происходит разграничение сфер свободы индивидов. Это разграничение должно быть равным, так как все люди обладают первоначально равными правами. Отсюда вытекает, что субъект права — это лицо, обладающее правоспособностью и способностью реализовать первоначальные права. Право — это свобода, основанная на законе. Оно есть результат согласования многих личных воль, которые при этом становятся единой волей. Эта воля обусловлена наличием единой сферы интересов и деятельности отдельных эмпирических «Я». Но право вынуждено опираться и на внешнюю силу. И это высшая в государстве сила1.

 

Рассматривая вопрос о сущности права, Фихте приходит к важному выводу о том, что со временем, с переходом к подлинно свободному обществу, в котором жизнь человека будет устроена «согласно разуму», очевидно, отомрет и необходимость в праве. Но до этого очень далеко. А пока оно будет существовать, играя первостепенную роль в жизни общества, в его борьбе за свободу, благосостояние и равенство.

Рассматривая проблемы права, Фихте уделяет большое внимание вопросу о собственности. Он полагает, что собственность зависит от личного труда: она есть вознаграждение, которое граждане получают от общества за свою деятельность. Собственность и есть свобода, ее внешняя составная часть. Философ решительно настаивает на том, что каждый гражданин должен быть собственником (обладать правом собственности).

Следует также обратить внимание на рассмотрение Фихте вопросов международного права, к которым он неоднократно обращался. Три группы вопросов особенно интересовали его: общие принципы международного права, вопросы войны и идея вечного мира. Причину возникновения международного права Фихте видит в отношениях между гражданами как эмпирическими «Я». Граждане ждут от государства охраны и защиты. Философ пишет: «Эти отношения государства в высшей степени просты и состоят в том, что они взаимно гарантируют безопасность иностранным гражданам в равной мере, как и своим»[1]. Главным в отношениях между государствами является принцип суверенитета. Все государства равны между собой. Фихте развивает идею мирового права или, лучше сказать, права граждан всего мира. Оно, собственно говоря, не есть право в позитивном смысле, но часть общечеловеческого, первоначального, естественного права. Каждый пользуется защитой законов в своем отечестве. Но это касается и иностранцев. Это обстоятельство вытекает из того, что каждое «Я» должно признавать за каждым «не-Я» его права как личности. Это в равной степени касается всех государств и правительств. Из принципа суверенного равенства вытекает нерушимость границ и невмешательство в дела друг друга, а также право ведения внешних сношений и заключение договоров[2].

Фихте — противник войн. Однако он все же допускает возможность войны в случае, если одна из сторон нарушает принципы международного права. Но война не есть правовое состояние. Она противна природе человека и может быть оправдана лишь тогда, когда ведется в интересах нации[3]. Свою позицию Фихте обосновывает следующим образом: «Поскольку индивидуальное “Я" есть часть “Я" абстрактного и в нем получает свое полное развитие, постольку свобода абсолютного “Я" есть высшая степень свободы». При этом высшая свобода неотделима от свободы внутренней. Следовательно, лишь свободная воля народа может решить вопрос о войне.

Фихте постоянно ратовал за гуманизацию средств ведения войны, особенно когда речь идет о судьбе отдельных граждан. Но, связанный представлениями предшествующей эпохи, он признавал право на аннексию.

Одной из главных у Фихте была идея создания механизма международной безопасности. Он ратовал за создание союза наций для защиты мира и международного права. Это должен быть договорный союз государств. Споры между ними должны разрешаться в судебном порядке. Наконец, полагал Фихте, на высшей ступени развития общества, когда государства перестанут существовать, наступит вечный мир. Для его достижения необходимы демократизация общества и последовательное осуществление народного суверенитета. Это, по Фихте, гражданское государство, в котором господствует законность. Фихте пишет: «...в этом состоит цель нашей земной жизни. Эту цель указывает разум. Она, несомненно, достижима, и выше этого состояния другого на земле нет»[4]. Но это дело далекого будущего.

Учение о государстве. Фихте рассматривает проблему государства в связи с проблемой свободы, проблемой соотношения «Я» и государства. И эта проблема оставалась для него неизменной, хотя на протяжении жизни он от радикализма эволюционировал в сторону либерализма.

Разум, по Фихте, составляет основной закон жизни человечества. Без него не было бы и людей. Цель земной жизни — свободная и соответствующая разуму организация человечества. В своем развитии оно проходит ряд этапов. Государство возникает, очевидно, на самых ранних. Оно — результат общественного договора, в котором принимают участие все граждане и все они несут ответственность за исполнение этого договора. Переход от одной эпохи к другой зависит от общего уровня, общественного состояния и государства.

Итак, в современную эпоху существует государство. Оно не тождественно обществу, но составляет его важнейшую часть. Без государства невозможны ныне ни развитие культуры, ни достижение свободы. Убежденность Фихте в связи государства и свободы столь велика, что пронизывает все работы философа, начиная от йенского периода и вплоть до «Учения о государстве или об отношении первоначального государства к царству разума» (1813). Но при этом он отказывается от классического понимания естественного права как права от природы, утверждая (вслед за Кантом) его социальную сущность. Вообще он предпочитает пользоваться термином первоначальное право. Фихте выделяет три таких права: право на существование чувственного, телесного «Я»\ право собственности, так как без обладания ею нет лица; право на самосохранение. Они лежат в основе государственности. Как же она возникает? Здесь Фихте обращается к договорной системе. Но при этом он столкнулся с серьезными трудностями: отрицая естественное право как право по природе, он вынужден отрицать и возможность естественного до-государственного состояния. Он пишет: «Не говоря о том, что это воззрение совершенно не исторично... оно и противно разуму» (II. С. 571). Поэтому для Фихте общественный договор есть лишь соглашение об охране и обеспечении первоначальных прав, которые являются необходимой предпосылкой и условием существования каждого чувственного, эмпирического «Я».

Фихте выделяет три этапа заключения общественного договора. Первый — договор об учреждении собственности граждан (без нее невозможны ни общество, ни государство). Каждый гражданин с самого начала должен быть собственником (и каждый должен трудиться). Второй первоначальный договор — защитительный, определяющий обязанности участников. Каждый обязуется помогать другому в защите его собственности. Третий объединительный договор — это и есть собственно договор о создании государства. Такой договор не может быть произвольным, т. е. заключенным любыми лицами и на любое время. Как продолжение двух первых, он требует не только лиц, обладающих собственностью, но и народа, представляющего собой совокупность многих семей. Основная цель этого договора — создать наиболее благоприятные условия для развития каждой личности.

Что же представляет собой государство? Прежде всего Фихте отмечает, что «государство есть принуждение, и нет ничего бессмысленнее, нежели желать силой добиться любви» (II. С. 549).

Понятие государства он рассматривает в двух смыслах: абсолютное государство и государство разума, или истинное государство. Первое из них может быть охарактеризовано как общее понятие государства, как абстракция, в которой выражена наиболее глубокая сущность этого социального института. Сам философ пишет, что государство есть отвлеченное и не сводимое к чему-либо понятие. Оно есть «искусственное учреждение, задача которого направить все индивидуальные силы рода и растворить их в последнем». В этой абсолютной

 

форме государства все личности объединены для общих целей, здесь каждый связан со всеми и с каждым. Все имеют равные права и обладают равной свободой. Разумное государство — это идеальное государство будущего. Вместе с тем Фихте употребляет это понятие и применительно к законному государству. Оно имеет своей главной целью развитие личности каждого гражданина. Первая обязанность государства — ввести каждого в принадлежащее ему владение, ибо государство служит собственникам. По отношению к ним государство есть лишь слуга1. Истинная цель государства — достижение материального равенства его граждан. Для Фихте «всенародное государство» способно создать условия, при которых обеспечивается главное и самое сокровенное — свобода «Я» как личности и рода.

Следует, однако, иметь в виду, что понимание свободы у Фихте не было однозначным. Первоначально он полагал, что «Я», осознав свободу (первое основоположение) мысли самого себя, означает вместе с тем императив «будь свободным» и не нуждайся в чьей-либо помощи и поддержке. Но в дальнейшем это понимание существенным образом изменилось. На первый план выходят моменты религиозного и этического характера. Теперь Фихте пишет, что свобода зависит от Единой Жизни-Знания. Именно оно признается «бытием свободы» (П. С. 771). Цель же Жизни-Знания заключается в познании Бога. Свободе предстоит быть проявлением автономной индивидуальной воли. Они превращаются в добровольное и сознательное подчинение нравственному закону, содержание которого зависит от веры. Теперь слияние с Богом в религиозном созерцании объявляется высшим смыслом человека. Все это сказалось и на трактовке проблемы отношения личности и государства. Заботясь о каждом гражданине, «Разумное Государство вправе требовать от него беспрекословного повиновения и полной самоотдачи. Государство есть выражение абсолютного “Я", которое вбирает в себя, даже поглощает индивидуальное “Я"». Общество первенствует над индивидом.

Идея «разумного государства» являлась своеобразным мерилом при характеристике Фихте современных государств. В «Речах к немецкой нации» содержится призыв ко всем государствам и монархам быть достойными своих граждан. В этот период Фихте с симпатией относится к конституционной монархии. При этом он отдает предпочтение монархии наследственной, считая, что в ней выше ответственность правителя перед управляемыми. Но и при этом, полагал он, каждый гражданин остается соучастником суверенитета. Из этого вытекает ряд прав: свобода мысли, слова и др. Государство не должно навязывать свои мысли, в том числе веру, своим гражданам. Но граждане, конечно, несут и обязанности: подчинение закону, уплата налогов, защита Отечества. В таком государстве все сословия равны. Но вместе с тем: «Необходимейшее условие государства состоит в том, что свободные люди подчиняются воле и надзору других людей». Задача аппарата публичной власти — предотвратить столкновения между собственниками и несобственниками.

Фихте не исключал и республиканскую форму правления, но относился к ней достаточно критически. Но главное все же не форма правления, а политический режим. И здесь философ постоянно подчеркивал свои демократические убеждения. Одним из условий демократии он считал и утверждение принципа разделения властей. При этом он выделял следующие ветви власти: 1) законодательную; 2) полицейскую; 3) судебную и 4) карательную. При этом три последние в совокупности образуют правительственную власть.

При объяснении процесса возникновения правительственной власти Фихте прибегает к идее передаточного договора. Он должен быть заключен на основе единогласия, выраженного прямо и путем молчаливого соглашения. Несогласные с этим договором должны покинуть государство. Ибо: «Неотъемлемым правом человека является отказ от любого договора, в том числе односторонний отказ, если таково его желание»1. Современные государства, по мнению Фихте, далеки от разумного государства, так как: «Мы еще сами не созрели до чувства нашей свободы. Мы рабы и хотим держать рабов». И наконец: «...мы даже не настоящие люди» (II. С. 25). Но Фихте верит в прогресс общества и государства и не сомневается, что в далеком будущем разум и свобода восторжествуют.

Социальная утопия. В 1800 г. Фихте пишет сочинение, которое считал одной из наиболее важных своих работ: «Замкнутое торговое государство. Философский проект, служащий дополнением к науке о праве и попыткой построения грядущей политики». Книга представляет собой социальную утопию, вызвавшую в дальнейшем весьма противоречивые суждения. И это вполне естественно, так как, с одной стороны, Фихте энергично отстаивает идею о том, что «разумное государство» может и должно быть самодостаточным и не нуждается во внешних сношениях. Последнее он допускает только применительно к государству как к единому целому, но начисто лишает этого права отдельных граждан. Он пишет: «Всякое непосредственное общение гражданина со всяким иностранцем должно быть совершенно уничтожено» (II. С. 327). Оно должно быть сделано невозможным.

 

Фихте предлагает изъять у граждан все золото и серебро и установить только «туземные меновые деньги», имеющие исключительно внутреннее хождение. При этом при необходимости граждан надо принудить к этому обмену. С другой стороны, Фихте все же не отрицает возможность наличия мировых денег, которыми может оперировать правительство, «оно овладевает всей активной и пассивной торговлей с заграницей» (II. С. 339). Он пишет о задачах правительства: «Цель, для которой правительство овладело торговлей с заграницей, состояла в том, чтобы периодически сокращать эту торговлю и после определенного срока заставить ее совершенно прекратиться» (II. С. 342).

Но Фихте не ограничивается столь радикальными внешними мерами. В его замкнутом торговом государстве правовое регулирование приобретает весьма жесткий внутренний характер. Общество должно быть разделено на сословия в соответствии с характером труда людей. Законодательно должны быть отрегулированы отношения между сословиями. Производимый продукт должен в обязательном порядке приниматься торговцами. Они же, в свою очередь, обязаны обеспечивать товарами все население. Жесткость регулирования очень велика.

Но не надо забывать и другое: для Фихте замкнутое торговое государство есть разумное государство. Поэтому в нем господствует свобода, хотя и понимаемая довольно своеобразно.

Фихте исходил из того, что существует два основных вида человеческой деятельности: добыча естественных произведений природы и их обработка. Соответственно, разделяется и свободная человеческая деятельность. Одно из сословий должно получить исключительное право на добычу продуктов природы, другое — на их обработку. Эти сословия должны заключать между собой договор, согласно которому они взаимно обязуются не вмешиваться в дела друг друга. Фихте называет их сословием производителей и художников. При этом «производители обязываются добывать столько продуктов, чтобы могли питаться не только они сами, но и находящиеся в их государственном союзе и известные им художники...» (II. С. 242). Соответственно, художники обязываются предоставлять необходимые производителям продукты своего труда «по данным ценам и такой добротности, которая только возможна» (там же). Этот договор обязывает осуществлять необходимый обмен. За этим договором следует второй: «оба сословия обещают доставлять купцу ненужные для их собственной потребности продукты» и «в обмен принимать от него, в чем сами нуждаются» (II. С. 243). При этом купцам обязуются доставлять необходимые им продукты и фабриканты. Это три основных сословия нации.

Кроме того, Фихте пишет о членах правительства, сословии ученых и военном. Они существуют ради первых трех. Обрисовав положение основных сословий, Фихте замечает, что они неоднородны. Так, в состав производителей входят земледельцы «в собственном смысле слова», огородники, фруктовики, садовники, скотоводы, рыбаки и т. д. Их исключительные права покоятся на таких же самых основаниях, «как у основных сословий» (II. С. 244). Это всегда определенные законом (договором) исключительные права. И это справедливо.

Государство должно заботиться о том, чтобы все были сыты и имели жилище, но не должна допускаться роскошь. Необходимо постоянно поддерживать равновесие сословий, и для этого государство должно даже регулировать их численный состав, контролировать деятельность каждого. Это касается даже такого вопроса, как продажа товара. Купец не может отказать в ней. В противном случае государство наказывает его.

Таковы основные идеи «Замкнутого торгового государства». Бесспорно, что оно представляет собой социальную утопию и разделяет многие заблуждения предшественников Фихте: отказ от внешних сношений, стремление достичь равенства сословий в их имущественном положении, необычайно высокая компетентность государственного аппарата. Тем не менее проект Фихте во многом отвечал чаяниям средних слоев немецкого общества того времени. Но несомненно и то, что он был направлен против государства крупных земельных собственников и провозглашал идею всеобщего равенства (II. С. 285).

 

[1] Fichte J. G. Nachgelassene Werke. S. 638.

[2] См.: Fichte J. G. Sammtliche Werke. Berlin, 1845. Bd. 3. S. 371-373.

[3] См.: Fichte J. G. Sammtliche Werke. Bd. 4. S. 598.

[4] Фихте И. Г. Соч.: в 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 182. В дальнейшем это издание цитируется в тексте с указанием тома и страницы.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.04.2017)
Просмотров: 154 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%