Американский мыслитель и политический деятель Томас Джефферсон (1743—1826 гг.) был третьим президентом США (1801 — 1809 гг.) и президентом Американского философского общества (1797—1815 гг.), что сегодня представляется почти несовместимым. Он рано включился в активную политическую борьбу, сначала во время движения за независимость североамериканских колоний от английской короны, затем во время объединения штатов в единое государство и политической практики первых десятилетий после образования США. Т. Джефферсон избирался в законодательное собрание своего родного штата Виргиния, был его губернатором. В 1790— 1796 гг. — государственный секретарь, в 1797—1801 гг. — вице-президент, затем президент США. Последние семнадцать лет жизни Т. Джефферсона прошли в построенном по его проекту поместье Монтичелло, где он принимал многочисленных гостей, вел обширную переписку с американскими и европейскими политиками, учеными, обсуждая насущные государственные и научные проблемы.
Томас Джефферсон не оставил фундаментальных трудов, посвященных политико-правовым проблемам; его взгляды на ключевые проблемы государства и права выражены в Декларации независимости (1776), в «Заметках о штате Виргиния» (1785), в «Автобиографии» (1821). Предметом интереса выступает и политическая позиция мыслителя, занимавшего высокие государственные должности, с которой считались и общественное мнение, и разные политические силы.
Декларация представителей Соединенных Штатов Америки, собравшихся на общий конгресс, именуемая в литературе Декларацией независимости, была одним из первых документов, в котором получили закрепление теория естественных прав человека, теория общественного договора, а также одно из политических следствий последней — требование политической свободы от монарха, не соблюдающего условия общественного договора, право народа на революцию. Это принципиальное убеждение Джефферсона, на личной печати которого было выгравировано: «Восстание против тиранов угодно Богу».
Содержание Декларации независимости можно условно разбить на три части. В первой провозглашаются естественные неотъемлемые права людей, в числе которых равенство, право на жизнь, на свободу, на стремление к счастью. Из этого следует и право народа на справедливую государственную власть, а также на изменение или упразднение государственного строя, нарушающего эти естественные права, и установление новой формы правления. Применительно к ситуации в США это было не что иное, как право американского народа на разрыв политических связей с метрополией (Великобританией), на политическое самоопределение, установление самостоятельной государственной власти.
Затем в Декларации независимости перечисляются деяния английской короны, свидетельствующие о несправедливом осуществлении власти, среди которых отказ в утверждении необходимых для общественного блага законов, неоднократный роспуск законодательных палат штатов, препятствия в оправлении правосудия, стремление сделать военную власть независимой, поставить ее выше власти гражданской, содержание в мирное время постоянной армии без согласия на то законодательных собраний штатов и, наконец, отказ от правления и развязывание военных действий.
Заключительная часть Декларации независимости содержит вывод из сказанного выше: всякая политическая связь между США и Великобританией расторгается, штаты объявляются свободными и независимыми государствами.
Декларация независимости — одновременно и важнейший исторический документ, и чрезвычайно яркий политический памфлет, выражающий демократические убеждения Джефферсона. Его идеи не были принципиально новыми, но острая политическая ситуация и важность задач способствовали оттачиванию теоретической аргументации и шлифовке формулировок, в которых естественноправовые взгляды, будучи непосредственным источником политических действий, обретали практическое воплощение.
Вторая половина XVIII в. — время образования независимых североамериканских государств. Необходимость политической самоорганизации выдвинула на первый план задачу создания собственных систем правления. Этот период конституционного строительства как на уровне штатов, так и на уровне федерации заслуживает и теоретического внимания. Стремление к максимальной демократизации политической жизни, равенство, свобода в конституционном творчестве были невозможны в Старом Свете, в условиях сословного, феодального общества, связанного многовековыми монархическими традициями. Как предполагает Джефферсон в «Автобиографии», именно революционные события в Северной Америке разбудили мыслящую часть французской нации от сна, в который ее погрузил деспотизм. Участники этих событий, вернувшись во Францию, принесли с собой новые идеи. Политика стала основной темой общественных дискуссий, а их содержанием — доводы о несправедливом характере существующей системы правления, размышления о возможности ее преобразования.
Джефферсон, как и другие деятели американской революции, был хорошо знаком с европейской политической практикой и различными политическими теориями. В основу новой организации государства была положена идея Монтескьё о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Первой из штатов конституцию приняла Виргиния (1776 г.), преамбулу которой составил проект Джефферсона. В дальнейшем и Конституция США 1787 г. создавалась с учетом конституционного опыта штатов, в том числе путем прямого заимствования механизмов власти, опробованных на региональном уровне.
Исполнительная власть по конституции Виргинии принадлежит ежегодно избираемому губернатору, который не может находиться на этом посту более трех лет из каждых семи. Ему помогает совет из восьми членов. Судебная власть поделена между несколькими судами. Законодательная власть осуществляется двумя палатами ассамблеи. Палата депутатов состоит из двух представителей от всех графств, сенат включает двадцать четыре члена, избираемых по двадцати четырем округам. Для принятия законов необходимо согласие обеих палат. Палаты назначают губернатора и совет, судей высших судов, аудиторов, генерального прокурора, казначея, регистратора земельной конторы и делегатов в конгресс.
В дальнейшем Джефферсон предпринимал попытки пересмотра этой конституции. «Эта конституция создавалась тогда, когда мы были неопытными новичками в науке правления», — писал он в «Заметках о штате Виргиния». Указываемые Джефферсоном недостатки конституции выдают в нем сторонника демократических идеалов. Он заботится о наиболее полном и равномерном представительстве населения штата в легислатуре. В связи с этим затрагивается и один из актуальнейших вопросов конституционного права — вопрос о структуре законодательного органа. Цель учреждения двухпалатной ассамблеи — обеспечить влияние разных интересов или разных принципов (например, богатства и мудрости). Механизмы, предусмотренные в конституции Виргинии, в этом отношении являются неудачными, поскольку сенат по своему составу практически однороден с палатой депутатов.
Другая группа замечаний Джефферсона по поводу теории и практики конституционного закрепления и осуществления политической власти в Виргинии связана с угрозами демократии со стороны деспотического правления, стремления ликвидировать разделение властей. Конституционная модель устройства высших органов власти Виргинии такова, что все ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — сходятся в законодательном органе. Средоточие власти в одних руках как раз и определяет деспотическое правление, причем не легче, если все полномочия находятся в руках многих, а не кого-то одного. «Мы боролись, — отмечает Т. Джефферсон, — не за выборный деспотизм, а за такую форму правления, которая не только должна основываться на принципах свободы, но при которой правящая власть была бы так разделена и уравновешена между несколькими институтами власти, чтобы ни один из них не смог бы выйти за пределы своих законных полномочий, не встретив эффективного сдерживания и противодействия со стороны остальных (курсив мой. — С. О.)». Конституция Виргинии не ставит серьезных препятствий против присвоения законодательным органом исполнительных и судебных функций. Более того, уже принимались решения по вопросам, которые должны быть оставлены для судебного разбирательства; да и руководство исполнительной властью в течение всего времени сессии становится привычным и знакомым.
В этом замечании выражен опыт самого Джефферсона, вынужденного уйти в отставку с поста губернатора штата в связи с сомнительными обвинениями за неудачи в ходе военных действий. Эти обвинения были выдвинуты законодательным органом; дисбаланс властей как раз и состоит в том, что глава исполнительной власти оказался политически и юридически безоружным перед диктатом законодательной власти.
В конечном счете, по мнению Джефферсона, ликвидация разделения властей повлечет распространение коррупции, покупку голосов избирателей и должностей. Средством против коррупции может служить только сохранение и расширение демократических начал государственного устройства.
Предложения Т. Джефферсона по пересмотру конституции Виргинии интересны тем, что они, благодаря тесному общению в тот период Т. Джефферсона с Дж. Мэдисоном, были учтены при подготовке Конституции США 1787 г.
Джефферсон стремился ликвидировать дисбаланс властей путем усиления позиций исполнительной власти. Срок полномочий губернатора продлевался до пяти лет, но без права повторного переизбрания. С целью воспрепятствовать возможным авторитарным тенденциям Джефферсон оставляет при губернаторе совет штата. Важной гарантией сохранения баланса властей служит суд импичмента, состоящий из представителей законодательных, исполнительных и судебных органов и могущий предъявить обвинение с последующим отстранением от должности любому представителю трех ветвей власти. Правом отлагательного вето на законопроекты, принятые ассамблеей, обладает не единолично губернатор как глава исполнительной власти, а специальный орган — совет по проверке законопроектов, в состав которого входят губернатор, два члена совета штата и по одному судье от каждого из трех высших судов. Законодательной власти, таким образом, оппонирует довольно авторитетный коллегиальный орган, что должно было послужить ликвидации так нелюбимого Джефферсоном всевластия ассамблеи.
Демократизация избирательного права позволила бы получить реальное представительство населения в нижней палате, соответственно, в большей степени различалось бы и значение палат ассамблеи. Стоит отметить, что Джефферсон, будучи приверженцем демократических взглядов, с одной стороны, исходит из необходимости признания определяющей роли законодательной власти в государственном механизме, стремится сделать ее авторитетным и подлинно представительным органом, но, с другой стороны, выступает против ее диктата по отношению к другим ветвям власти, ратует за баланс властей, за систему сдержек и противовесов.
Одна из гарантий неизменности демократического государственного строя видится в невозможности изменения или отмены конституционных положений обычным законодательным путем. Это право принадлежит только народу, который может его реализовать и в форме созыва особого конституционного конвента. Но никак не обычной легислатуре, избираемой народом на определенный срок для осуществления обычной законодательной власти, а не для изменения формы правления. Джефферсон критикует предложения, звучавшие в парламенте Виргинии в 1776 и 1781 гг. в чрезвычайно неблагоприятных для штата условиях, о введении должности диктатора, обладающего всей полнотой власти. Это привело бы к устранению разделения властей и к восстановлению деспотизма. Законодательная ассамблея не может иметь полномочия по изменению формы правления. Не случайно и свой проект Джефферсон подготовил для ожидавшегося летом 1783 г. созыва конвента для принятия конституции штата.
Во время объединения штатов в федерацию и принятия Конституции США 1787 г. Джефферсон в целом одобрил основные принципы этого документа. Но демократические убеждения мыслителя диктовали ему критическое отношение к некоторым положениям Конституции.
Так, одним из ключевых вопросов конституционного строительства в США являлся вопрос о сроках полномочий главы исполнительной власти (губернатора, президента) и возможности его переизбрания. Сам Джефферсон склонялся к пяти-, семилетнему сроку полномочий без права повторного переизбрания. В Конституции США 1787 г. был установлен четырехлетний срок полномочий без ограничений возможности переизбрания. В связи с этим Джефферсон опасался пожизненного переизбрания президента и превращения со временем этой выборной должности в наследственную, чему были и исторические примеры. Тем не менее практика, сложившаяся благодаря примеру четырех президентов, добровольно оставивших должность после восьми лет президентства, в 20-х гг. XIX в., в период написания «Автобиографии», уже кажется Джефферсону наилучшей.
Вызывал возражения Джефферсона еще один принципиальный вопрос — отсутствие конституционного закрепления прав и свобод человека. Этого быть не должно в соответствии со взглядами федералистов (А. Гамильтон и др.). Джефферсон же считал необходимым дополнить Конституцию указанием на основные права и свободы человека. В конечном счете Билль о правах (десять поправок к Конституции) был принят конгрессом США в 1791 г.
Джефферсон выступал за отмену рабства и торговли рабами. Подобный пункт содержала уже Декларация независимости, однако вследствие решительного противодействия представителей южных штатов он был снят. Реально оценивая ситуацию, Джефферсон считал, что установление полного равенства не будет адекватно воспринято сознанием населения. Мыслитель предполагал постепенную ликвидацию рабства, но высказывался против равноправия и приема негров в число граждан штата. Перспективы развития взаимоотношений белых и негров Джефферсон оценивал весьма пессимистично: «Глубоко укоренившиеся среди белых предрассудки, десятки тысяч воспоминаний о несправедливостях и обидах, перенесенных черными, новые обиды, реальные различия, созданные самой природой, и многие другие обстоятельства будут разделять нас на два лагеря и вызывать потрясения, которые, возможно, кончатся только истреблением одной или другой расы». Джефферсон приводил убедительную аргументацию в пользу того, что по сравнению с белыми людьми и индейцы не могут считаться существами низшего порядка.
Джефферсон выступал за социальное равенство, против чрезмерного накопления богатств в руках немногих. Его демократические взгляды проявились, в отличие от аристократического крыла американских мыслителей, в том, что Джефферсон считал возможным привлечение к политической деятельности средних и низших слоев населения.
Социальный идеал Джефферсона — общество мелких собственни- ков-земледельцев — утопичен. Джефферсон видит, что такое общество разрушается развитием промышленности и внешней торговли, и относится к этим процессам отрицательно. Быть может, поэтому Джефферсон симпатизирует революциям, находя, что периоды потрясений благотворно сказываются на здоровье общества. Будучи свидетелем начала революции во Франции в 1789 г., Джефферсон, критикуя последующий террор якобинцев, дает в целом позитивную оценку революционных преобразований.
В годы президентства Джефферсон, будучи реалистичным политиком, активно искал возможности для примирения интересов, для снятия противоречий между различными слоями общества. Характерная для него в это время политическая позиция компромисса была возможна лишь при частичном пересмотре или же недостаточно последовательном проведении в жизнь его научных убеждений.
Имя Джефферсона не случайно называется одним из первых в числе американских просветителей. Мыслитель неоднократно подчеркивал роль знания для развития общества. «Заметки о штате Виргиния» служат великолепным образцом популяризации естественнонаучного и гуманитарного знания. Среди всех своих заслуг Джефферсон особенно ценил деятельность по созданию и опеке Виргинского университета и борьбу за веротерпимость, за установление религиозной свободы. Он был автором и инициатором принятия Акта об установлении религиозной свободы, который после многолетних дебатов был одобрен ассамблеей Виргинии и послужил примером для других штатов в борьбе против монополии англиканской церкви, за установление свободы вероисповедания, отделение церкви от государства.
В 1962 г. президент США Дж. Кеннеди приветствовал участников приема в Белом доме в честь лауреатов Нобелевской премии примерно такими словами: «Это самое необычное собрание талантов и человеческого знания, которые когда-либо собирались вместе в Белом доме, возможно, за исключением того случая, когда здесь обедал в одиночестве Томас Джефферсон». Третий президент США и поныне остается одним из самых авторитетных мыслителей в истории американской и мировой политической науки.
|