Реклама в соответствии с федеральным законодательством - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Способов распространения рекламы много - ее размещают на телевидении и радио, в периодических печатных изданиях, на транспортных средствах и с их использованием. Одним из способов распространения рекламы является наружная реклама, о которой мы и будем говорить в этой статье.
Прежде всего, определим, что же такое наружная реклама, для чего обратимся к статье 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ). Согласно названной статье к наружной рекламе относится реклама, распространяемая с использованием:
- щитов;
- стендов;
- строительных сеток;
- перетяжек;
- электронных табло;
- проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования;
- воздушных шаров;
- аэростатов;
- иных рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также на остановках общественного транспорта.
Как разъяснено в постановлении Президиума ВАС РФ от 16 ноября 2010 г. N 8263/10, рекламная конструкция всегда устанавливается на определенный срок и по смыслу Закона N 38-ФЗ является вещью движимой. Правоотношения между собственником рекламной конструкции и собственником недвижимости, к которой присоединяется рекламная конструкция, подчиняются не только требованиям названного закона, но и положениям гражданского законодательства, на что прямо указано в пункте 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
В целях налогообложения прибыли организаций расходы на рекламу представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией, что следует из подпункта 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В учете расходов на рекламу есть одна особенность, которая заключается в том, что большинство рекламных расходов могут быть учтены в целях налогообложения прибыли только в определенных пределах, то есть в целях налогообложения прибыли организаций предусмотрено их нормирование.
Перечень рекламных расходов, принимаемых при налогообложении прибыли в полном объеме, является закрытым, и к таким расходам согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ относятся, в частности, расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов.
Расходы на рекламу, не соответствующие вышеприведенному определению наружной рекламы, не могут считаться расходами на наружную рекламу, следовательно, учитываются в целях налогообложения в пределах норм, установленных пунктом 4 статьи 264 НК РФ. Например, в письме Минфина России от 20 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/361 было сказано, что расходы на рекламу в виде щитов на эскалаторах и в вестибюлях метро не относятся к наружной рекламе, а являются расходами на рекламу на транспортных средствах. А расходы на рекламу на транспортных средствах, в свою очередь, относятся к нормируемым расходам и принимаются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
В другом письме Минфина России от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/83 указано, что как наружную рекламу можно рассматривать плакаты и баннеры, размещаемые в витринах и рассчитанные на аудиовизуальное восприятие из городского пространства, а также выносные щитовые конструкции (штендеры).
В письме Федеральной антимонопольной службы от 15 мая 2012 г. N АК/14984 "О порядке размещения рекламы на штендерах" было отмечено, что по смыслу статьи 19 Закона N 38-ФЗ к рекламным конструкциям, размещение которых регулируется этой статьей, относятся технические средства стабильного территориального размещения, к которым выносные штендеры не относятся. Однако в случае, если штендер располагается стационарно, то есть прочно связан с землей, зданиями, строениями (то есть объектами недвижимого имущества), и не предназначен для перемещения, такой штендер может быть признан рекламной конструкцией и, соответственно, его размещение должно осуществляться с учетом требований статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
Кроме того, пунктом 2 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определено, что рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы. Поэтому реклама, размещенная на тентах торговых павильонов, зонтиках от солнца и так далее, не будет относиться к наружной рекламе, поскольку первоочередное предназначение таких конструкций не рекламное.
Итак, в целях налогообложения прибыли организаций расходы на наружную рекламу в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 264 НК РФ расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов, являются ненормируемыми расходами, то есть в полной сумме учитываются при расчете налоговой базы. При этом они должны отвечать требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, то есть быть обоснованными и документально подтвержденными.
Организация может распространять наружную рекламу самостоятельно либо приобретая услуги третьих лиц, например, рекламных агентств. В случае приобретения или изготовления рекламной конструкции собственными силами порядок налогового учета рекламных расходов зависит от срока полезного использования такой конструкции, а также ее стоимости.
Если конструкция является одноразовой, то есть используется однократно, то рекламная установка в таком случае в целях бухгалтерского учета учитывается в составе материально-производственных запасов согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденному Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. N 44н. При этом стоимость такой конструкции в бухгалтерском учете отражается на счете 10 "Материалы" согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (далее - План счетов бухгалтерского учета).
Напомним, что к документам в области регулирования бухгалтерского учета пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) отнесены федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, стандарты самого экономического субъекта.
До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, следует применять правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу названного закона. Таким образом, названное выше ПБУ 5/01, а также иные положения по бухгалтерскому учету, методические указания и рекомендации применяются впредь до утверждения стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ.
В налоговом учете расходы на наружную рекламу в этом случае учитываются в составе материальных расходов полностью на дату ввода такого имущества в эксплуатацию, что следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ.
В целях списания стоимости имущества, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе будет самостоятельно определять порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Если рекламная конструкция будет использоваться многократно, то такие объекты в бухгалтерском учете должны учитываться как объекты основных средств. Согласно пункту 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Если срок использования рекламной конструкции превышает 12 месяцев, а ее первоначальная стоимость более 100 000 рублей, то согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ такая рекламная конструкция относится к амортизируемому имуществу, первоначальная стоимость которого погашается по мере начисления амортизации.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, первоначальная стоимость рекламной конструкции, используемой многократно, формируется по дебету счета 08 " Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции с кредитом счетов 10, 60, 76, 70, 69 и других. После ввода объекта в эксплуатацию в бухгалтерском учете отражается объект основных средств по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". По мере начисления амортизации делается запись по дебету счета 44 " Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств".
Пример (цифры условные)
Рекламное агентство собственными силами изготовило рекламную конструкцию в целях рекламы своей деятельности и установило срок ее полезного использования, равный 1,5 годам. При изготовлении конструкции были произведены следующие расходы:
- израсходованы материалы - 50 000 рублей без НДС;
- начислена заработная плата работникам - 70 000 рублей;
- начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 21 140 рублей.
За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции уплачена государственная пошлина в размере 5 000 рублей в соответствии с подпунктом 105 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит счета 10 "Материалы"
- 50 000 рублей - Отпущены материалы на изготовление рекламной конструкции.
Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"
- 70 000 рублей - Начислена заработная плата рабочим, которые изготавливали рекламную конструкцию.
Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"
- 21 140 рублей - Начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, взносы по страхованию от несчастных случаев.
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Кредит счета 51 "Расчетные счета"
- 5 000 рублей - Перечислена госпошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции.
Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы". Кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам"
- 5 000 рублей - Госпошлина за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции включена в состав расходов на изготовление рекламной конструкции.
Дебет счета 01 "Основные средства" Кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"
- 146 140 рублей - Введена в эксплуатацию рекламная конструкция.
Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" Кредит счета 02 "Амортизация основных средств"
- 8 119 рублей - Начислена амортизация по рекламной конструкции (146 140 рублей /18 месяцев).
Специалистами Минфина России в письме от 14 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/821 сделан следующий вывод: если имущество (рекламная конструкция) относится к амортизируемому имуществу, то организация относит к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, если имущество к амортизируемому имуществу не относится, то учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 НК РФ.
Нередко для размещения наружной рекламы организации используют также рекламные конструкции, которые получены ими от третьих лиц по договору аренды. В таком случае рекламные расходы формируются за счет суммы арендных платежей, уплачиваемых организацией арендодателю за пользование рекламной конструкцией.
Пример
Организация по договору с рекламным агентством арендовала рекламную конструкцию сроком на 1 год. Сумма арендных платежей за пользование рекламной конструкцией по договору аренды составляет в месяц 18 000 рублей, в том числе НДС 18% - 2 746 рублей.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:
Дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на рекламу" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
-15 254 рубля - Отражена стоимость арендных платежей за пользование рекламной конструкцией.
Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
- 2 746 рубля - Отражена сумма НДС, предъявленная арендодателем.
Дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям"
- 2 746 рубля - Принята к вычету сумма НДС, исчисленная со стоимости арендных платежей за пользование рекламной конструкцией.
Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит счета 51 "Расчетные счета"
-18 000 рублей - Произведена оплата арендных платежей за пользование рекламной конструкцией.
|