Деятельность по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).
Согласно статье 346.27 НК РФ распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций - предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований Закона N 38-ФЗ. Владелец рекламной конструкции (организация или индивидуальный предприниматель) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Таким образом, налогоплательщиком ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций признается лицо, являющееся собственником рекламных конструкций, либо лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией и осуществляющее деятельность по распространению наружной рекламы (рекламораспространитель). Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 19 октября 2015 г. N 03-11-06/3/59793.
Предпринимательская деятельность, связанная с передачей в аренду (предоставлением) мест на рекламных конструкциях, а также предпринимательская деятельность агента, связанная с оказанием услуг по привлечению клиентов в целях заключения с ними договоров на предоставление мест для размещения рекламы (рекламной конструкции), не относится к предпринимательской деятельности в сфере распространения наружной рекламы и, соответственно, не подлежит налогообложению ЕНВД.
Указанная предпринимательская деятельность должна облагаться в общеустановленном порядке или в порядке, предусмотренном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ (письмо Минфина России от 19 марта 2012 г. N 03-11-06/3/22).
В письмах от 24 июня 2010 г. N 03-11-06/3/87, от 25 марта 2010 г. N 03-11-06/3/43 Минфин России указал, что деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы о себе, своих товарах (работах, услугах) ЕНВД не облагается, поскольку не признается предпринимательской, что следует из пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, абзаца 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. Аналогичной позиции придерживаются и судебные органы (постановление ФАС Московского округа от 2 марта 2010 г. N КА-А41/355-10 по делу N А41-27230/08).
Также не подлежит налогообложению ЕНВД предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением, ремонтом, техническим обслуживанием и с осуществлением работ по монтажу и демонтажу рекламных конструкций и иных аналогичных видов работ (письмо Минфина России от 27 января 2011 г. N 03-11-06/3/8).
В письме Минфина России от 27 декабря 2010 г. N 03-11-06/3/172 сказано, что если доводимая владельцем рекламной конструкции информация соответствует понятию рекламы, то данная деятельность относится к предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций независимо от места расположения рекламной конструкции, в частности, на строительных рынках, и подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
Как уже было отмечено, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Например, деятельность по распространению социальной рекламы, осуществляемая на бескорыстной (безвозмездной) основе, признается благотворительной деятельностью и не подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход, поскольку социальная реклама представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (пункт 11 статьи 3 Закона N 38-ФЗ, письмо Минфина России от 17 сентября 2010 г. N 03-11-06/3/128).
В письме Федеральной антимонопольной службы от 16 апреля 2013 г. N АК/14957/13 говорится о том, что социальная реклама не является рекламой, и на нее не распространяется требования статей Закона N 38-ФЗ, устанавливающие требования к рекламе, в частности не распространяются:
- нормы статьи 5 Закона N 38-ФЗ, в связи с чем общие требования к рекламе на социальную рекламу не распространяются;
- нормы статьи 14 Закона N 38-ФЗ, в связи с чем при подсчете объема рекламы в телепрограммах социальная реклама в данном объеме не учитывается.
|