Любое юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (пункт 1 статьи 1473 ГК РФ).
Фирменное наименование юридического лица, в отличие от товарных знаков и знаков обслуживания, призвано индивидуализировать самого производителя товаров и услуг.
Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет" (пункт 1 статьи 1474 ГК РФ).
Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслуживания. При этом фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения, товарного знака или знака обслуживания (статья 1476 ГК РФ).
Товарный знак (знак обслуживания) это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на него признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (пункт 1 статьи 1477 ГК РФ, статья 1481 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Наименование места происхождения товара
Наименованием места происхождения товара является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право производителей такого товара, что установлено пунктом 1 статьи 1516 ГК РФ.
Положения пункта 1 статьи 1516 ГК РФ соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным выше.
Коммерческое обозначение
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения (пункт 2 статьи 1538 ГК РФ).
Напомним, что коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц, может использоваться для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также индивидуальным предпринимателям (пункт 1 статьи 1538 ГК РФ).
Правообладателю в соответствии с пунктом 1 статьи 1539 ГК РФ принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование на основании пункта 1 статьи 1541 ГК РФ.
Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке (пункт 2 статьи 1541 ГК РФ). Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.
Если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, то преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет, что следует из пункта 6 статьи 1252 ГК РФ.
Размещение информации об изготовителе, исполнителе или продавце с использованием фирменного наименования организации, товарного знака, наименования места происхождения товара или коммерческого обозначения может иметь двойственный характер: с одной стороны, доводить такую информацию до сведения потребителей, с другой стороны, носить рекламный характер.
Следовательно, затраты на доведение такой информации до потребителя при налогообложении прибыли можно учесть в качестве рекламных расходов согласно подпункту 28 пункта 1 и пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). При этом информация должна отвечать основным критериям рекламы, таким как:
- предназначенность для неопределенного круга лиц;
- формирование или поддержание интереса к рекламируемой организации, товарам, идеям и начинаниям.
Согласно письму Минфина России от 10 сентября 2007 г. N 03-03-06/3/17 в случае если товарный знак, являющийся частью фирменного наименования организации и используемый ею на законных основаниях, отвечает основным критериям рекламы, то затраты на такую рекламу могут быть отнесены налогоплательщиком к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании подпункта 28 пункта 1 и пункта 4 статьи 264 НК РФ как расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров, товарного знака.
В то же время, в письмах Минфина России от 25 мая 2005 г. N 03-06-05-04/139 и ФНС России от 30 ноября 2004 г. N 22-2-14/1841@ "О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" говорилось, что информация об изготовителе, исполнителе или продавце такая, как фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы и тому подобное, размещенная на вывесках, не является рекламой, поскольку пункт 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) обязывает продавца (исполнителя) довести до сведения потребителя путем размещения на вывеске следующей информации: фирменного наименования (названия) своей организации, места ее нахождения (адреса) и режима ее работы. Таким образом, вывеска призвана донести до сведения неопределенного круга лиц определенную законом информацию. При этом если на вывеске размещается дополнительная информация, то это необходимо квалифицировать как рекламную информацию.
Также приведем некоторые примеры из арбитражной практики. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме от 25 декабря 1998 г. N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с рассмотрением законодательства о рекламе" признал, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой. Поводом к рассмотрению дела в Президиуме ВАС РФ являлось следующее. Организация указала свое наименование на английском языке на вывеске перед входом в занимаемое помещение, поскольку ее уставом, зарегистрированным в установленном порядке, предусматривалось фирменное наименование на русском и английском языках, совпадающее при произношении. Антимонопольный орган признал, что указание наименования организации в месте ее нахождения таким способом отвечает общему определению рекламы, но в то же время нарушает требование о распространении рекламы на русском языке, в связи с чем направил организации предписание о прекращении нарушения.
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27 июня 2002 г. по делу N А82-343/01-А/1 размещение в проходной завода и на фасаде автосалона информационных вывесок (таблиц), содержащих информацию о профиле предприятия, его собственном фирменном наименовании, организационно-правовой форме и режиме работы, признано соответствующим требованиям законодательства, в частности установленным пунктом 1 статьи 9 Закона N 2300-I. В то же время, установление над проходными завода дополнительных щитов с крупными буквами "ЯЗТА" в сочетании с вывесками "70 лет", оформление фасада автосалона и установление световой вывески формировали интерес к заводу и его продукции с целью привлечения потребителей, то есть являлись рекламой.
Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 22 июля 2003 г. по делу N Ф03-А73/03-1/1712 текст вывески, содержащий информацию "ООО "Афико", аптечный пункт, режим работы, медикаменты, травы, БАД, индивидуальные заказы, скидки и другое", был признан рекламой с последовавшим за этим применением норм законодательства, регулирующего отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг.
Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 14 сентября 2005 г. по делу N А43-8952/2005-10-312 было установлено, что находящиеся на фасаде здания вывески типа "ООО "Магазин "Соната" и "Соната. Женская одежда" содержат в себе указание на товар - "женская одежда" и включают в себя часть фирменного наименования Общества - "Соната". Информация о товарах, реализуемых Обществом непосредственно в месте расположения данной вывески, ассоциируется у потребителя с конкретным продавцом этой продукции - ООО "Магазин "Соната", следовательно, подпадает под признаки рекламы.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 мая 2004 г. по делу N А56-22319/02 суд в качестве рекламы оценил годовой отчет банка, обязательность опубликования которого в печати возложена на банк статьей 43 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Данный отчет был представлен в художественно оформленных буклетах с размещением разнообразной информация о банке, такой, как историческая справка, новые направления развития банка, фотографии членов правления. Поскольку содержащаяся в нем информация направлена на формирование и поддержание интереса к банку, а сам буклет предназначен для распространения среди неопределенного круга лиц, суд оценил представленный буклет в качестве рекламы.
В постановлении ФАС Центрального округа от 14 апреля 2006 г. по делу N А54-8937/2005-С2 суд указал, что вывеска с изображением фирменного знака банка и крышная конструкция с изображением фирменного знака банка отвечают требованиям рекламы. При этом суд отметил, что товарный знак является средством индивидуализации, узнаваемости товара, услуги определенного юридического лица, размещение которого формирует и поддерживает интерес к организации у неопределенного круга лиц и, следовательно, отвечает признакам рекламы.
Таким образом, использование в рекламе исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, таких как фирменное наименование организации, товарный знак, наименование места происхождения товара или коммерческое обозначение, относить к рекламным расходам, учитываемым в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 и пунктом 4 статьи 264 НК РФ, следует очень осторожно.
|