Среда, 27.11.2024, 15:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Спонсорство в целях рекламы, как расход

Спонсорство является особым видом рекламы. Законодательство Российской Федерации содержит определение спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Рассмотрим, как учитываются расходы на спонсорскую рекламу.

Действующее законодательство Российской Федерации понятие "спонсорство" не раскрывает, на что было обращено внимание еще в письме Минфина России от 1 сентября 2009 г. N 03-03-06/4/72. Между тем, понятия "спонсор" и "спонсорская реклама" предусмотрены Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).

Согласно подпункту 9 статьи 3 Закона N 38-ФЗ спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама представляет собой рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

В соответствии со статьей 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следовательно, спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Таким образом, спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу.

Спонсорскую помощь условно можно разделить на безвозмездную и возмездную. Если спонсорский договор предполагает распространение информации о производимой продукции спонсора, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг.

Безвозмездная спонсорская помощь, отвечающая целям, предусмотренным Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", признается благотворительностью (далее - Закон N 135-ФЗ).

Спонсорство следует отличать от благотворительности, поскольку у спонсорства отсутствует такой признак, как безвозмездность, ведь отношения спонсора и спонсируемого строятся именно на возмездной основе. В соответствии с заключенным договором спонсор обязуется передать спонсируемому лицу денежные средства, имущество (товары, готовую продукцию) к определенной дате на проведение запланированного мероприятия. Спонсируемый, в свою очередь, обязуется провести в определенном месте и в определенное время мероприятие, в ходе проведения которого он должен распространить среди участников информацию о спонсоре. Иными словами, спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

Пример

Организация осуществила следующие действия:

- безвозмездно перечислила детскому дому на приобретение одежды для детей 100 000 рублей;

- выступила спонсором конкурса детского рисунка "Мой город" и перечислила организатору конкурса - некоммерческой ассоциации "Зеленый город" 250 000 рублей. Согласно спонсорскому договору предоставление информации о спонсоре не предусмотрено;

- выступила спонсором конкурса детского творчества "Сказочное детство" и перечислила организатору конкурса - некоммерческой ассоциации "Непоседы" 300 000 рублей, при этом обществу было предоставлено право открыть от своего имени церемонию награждения победителей.

В данном случае помощь детскому дому в размере 100 000 рублей признается благотворительной. Средства, перечисленные на проведение конкурсов, представляют собой спонсорскую помощь. При этом спонсорская помощь в размере 250 000 рублей некоммерческой ассоциации "Зеленый город" одновременно является и благотворительной, поскольку она безвозмездна и оказана с целью поддержки семьи и детства, которая предусмотрена Законом N 135-ФЗ.

Спонсорская помощь организатору конкурса - некоммерческой ассоциации "Непоседы" в размере 300 000 рублей была оказана обществом в целях рекламы своего товара.

Расходы спонсора, оказывающего помощь на условиях распространения рекламы, отражаются в составе рекламных расходов, связанных с продажей товаров. Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н (далее - ПБУ 10/99) такие затраты являются расходами по обычным видам деятельности.

Согласно пунктам 16, 18 ПБУ 10/99 расходы на спонсорскую помощь в целях рекламы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, вне зависимости от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, такие расходы учитываются либо по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", либо по дебету счета 44 "Расходы на продажу".

Спонсорский взнос согласно пунктам 6, 6.1 ПБУ 10/99 принимается к бухгалтерскому учету в сумме фактически понесенных расходов, которая исчисляется в денежном выражении и равна величине оплаты в денежной и иной форме или кредиторской задолженности, определяемой исходя из цены и условий, установленных в спонсорском договоре.

Напомним, что, осуществляя бухгалтерский учет, организации обязаны руководствоваться федеральными и отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, предусмотренными Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Пока такие стандарты Минфином России не утверждены, между тем Приказом Минфина России от 23 мая 2016 г. N 70н утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг."

В таких условиях, руководствуясь пунктом 1 статьи 30 Закона N 402-ФЗ, вплоть до утверждения указанных стандартов при ведении бухгалтерского учета организации применяют действующие правила бухгалтерского учета и составления отчетности, утвержденные Минфином России и ЦБ РФ до вступления в силу Закона N 402-ФЗ, а именно до 1 января 2013 г.

До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, Минфин России и Центральный банк Российской Федерации вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.

Налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль вправе учесть затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи на условиях распространения рекламы, при условии, что эти расходы экономически обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода, что следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Свой вклад в целях налогообложения прибыли спонсору следует учитывать в составе прочих расходов в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы на рекламу, осуществленные в виде спонсорского вклада, учитываются в полном объеме в случаях, если они связаны:

- с проведением рекламных мероприятий через средства массовой информации (в том числе через объявления в печати, передачи по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;

- с организацией световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- с участием в выставках, ярмарках, экспозициях, с оформлением витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, с изготовлением рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.

При размещении текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должны выполняться следующие условия, установленные статьей 16 Закона N 38-ФЗ, а именно:

- наличие пометки "реклама" или "на правах рекламы" (письмо Минфина России от 15 июня 2011 г. N 03-03-06/2/94). Если редакционные статьи не содержат соответствующей пометки, то плата за их размещение в размере спонсорского взноса не учитывается для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 27 июня 2007 г. N 03-03-06/1/418, от 5 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/201).

- объем рекламы должен составлять не более чем 40% объема одного номера периодических печатных изданий, однако это требование не распространяется на периодические печатные издания, зарегистрированные в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, на обложке и в выходных данных которых указана информация о такой специализации.

Таким образом, если при показе телепередачи или трансляции спортивного мероприятия, на рекламных стендах или рекламных щитах, в кинотеатрах, а также на выставках, ярмарках, экспозициях будет демонстрироваться название спонсора, то его спонсорские затраты можно в полном объеме учесть при налогообложении прибыли.

Пример

Организация выступила спонсором телевизионного турнира по бальным танцам. Сумма спонсорского взноса составила 1180 000 рублей, в том числе НДС 18% - 180 000 рублей. Спонсорским договором предусмотрено, что во время проведения мероприятия до телезрителей будет доведена информация о производимой организацией-спонсором продукции.

В каком размере можно учесть расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи при налогообложении в рассматриваемом случае?

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 264 НК РФ проведение рекламных мероприятий через средства массовой информации, в том числе по телевидению, относятся к ненормируемым расходам при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Следовательно, спонсорский взнос в размере 1 000 000 рублей при налогообложении прибыли можно учесть в полном объеме.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ спонсорская помощь, оказанная в целях рекламы, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС). Если оказанная помощь в виде передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) осуществлена безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом N 135-ФЗ, за исключением подакцизных товаров, то согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 НК РФ обязанность по уплате НДС не возникает, так как данная операция не подлежит налогообложению на территории Российской Федерации.

В бухгалтерском учете организации-спонсора будут сделаны следующие записи:

Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит 51 "Расчетные счета"

- 1180 000 рублей - перечислена предварительная оплата организатору программы телевизионного турнира по бальным танцам.

Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками"

- 1 000 000 рублей - учтена в составе расходов стоимость услуг по рекламе на основании акта приема-передачи услуг.

Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками"

- 180 000 рублей - отражен НДС по спонсорскому взносу.

При выполнении всех условий сумму входного НДС можно принять к вычету согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ.

При этом в бухгалтерском учете будет сделана запись:

Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям"

- 180 000 рублей - принят к вычету НДС по спонсорскому взносу.

Согласно абзацу 5 пункта 4 статьи 264 НК РФ спонсорский вклад налогоплательщика на приобретение или изготовление призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Следовательно, затраты на предоставление призов для участников спонсируемых соревнований или конкурсов, а также размещение логотипов спонсора на одежде участников или команд при расчете налога на прибыль подлежит нормированию.

Пример

Организация в августе 2016 года выступила спонсором проведения общероссийского Интернет-форума. Спонсорским договором предусмотрено, что информация об обществе и оказываемых им услугах будет доведена до потребителя путем размещения логотипа спонсора на одежде участников форума. Сумма спонсорского взноса составляет 120 000 рублей без НДС. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за 3 квартал 2016 года составила 5 000 000 рублей без НДС. Других нормируемых расходов в данный период времени у организации не было.

В какой сумме можно учесть расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи при налогообложении в случае, если организация применяет традиционную систему налогообложения?

Расходы по оказанию возмездной спонсорской помощи на основании пункта 4 статьи 264 НК РФ учитываются в сумме, не более 1% выручки от реализации. Выручка определяется на основании статьи 249 НК РФ.

Норматив рекламных расходов за 3 квартал 2016 года составил 50 000 рублей (5 000 000 рублей х 1%). Таким образом, в уменьшение налоговой базы можно отнести только 50 000 рублей. Разница между фактическими и нормируемыми расходами, которая составила 70 000 рублей (120 000 рублей - 50 000 рублей), в целях налогообложения прибыли в этом квартале не может быть принята.

Поскольку в бухгалтерском учете расходы на спонсорскую рекламу признаются в полном объеме, а в налоговом учете нормируются, возникает необходимость отражения постоянного налогового обязательства согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденному Приказом Минфина России от 19.11.2002 г. N 114н.

В бухгалтерском учете организации необходимо сделать следующие записи:

Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками" Кредит 51 "Расчетные счета"

- 120 000 рублей - перечислены денежные средства на проведение общероссийского Интернет форума.

Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками"

- 120 000 рублей - затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи, включены в состав расходов на продажу.

Дебет 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу"

- 120 000 рублей - затраты, связанные с оказанием спонсорской помощи, списаны на себестоимость продукции.

Дебет 99 "Прибыли и убытки" субсчет "Постоянное налоговое обязательство" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Налог на прибыль"

- 14 000 рублей - отражено постоянное налоговое обязательство ((120 000 рублей - 50 000 рублей) х 20%).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.04.2017)
Просмотров: 175 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%