Фридрих Ницше (1844—1900) высказал слишком много неудобной правды, чтобы рассчитывать на всеобщую любовь. Его идеи «растащили» все, кто хотел бы прикрыться авторитетом едва ли не самого загадочного и скандального мыслителя XIX в.
Правовые взгляды Ф. Ницше содержатся в таких работах, как «Ереческое государство», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Кгенеологии морали», «Сумерки идолов».
Ницше преклонялся перед кастовым строем и не принимал современное ему буржуазное общество и государство, где избирательное право, парламентаризм, «естественное право» обеспечили господство жалких, ничтожных людей, которые, заигрывая с чернью, находятся у власти. Он ностальгирует о «временах героев», которые творили историю без оглядки на толпу. Ерядущий век представлялся ему веком рабства, одинакового, серого человека, возомнившего себя «пупом» земли, от которого якобы все и будет зависеть. Арифметическое серое большинство, которое господствует в условиях буржуазной демократии, подавляет потенциал «лучших».
Вся история человечества представляет собой борьбу аристократической и плебейской культуры, которая, к сожалению для Ницше, побеждает в европейской цивилизации. По его мнению, все люди делятся на три категории: гении; исполнители воли гениев — президенты, цари, министры, судьи и вся прочая масса. Ницше не выступает против государства, но если оно против гениальной личности, он берет сторону гения. История может расцениваться только как реализация замыслов гениальных людей. Человечество у него выступает не целью, а средством.
Власть для Ницше — высшая ценность. Право и государство выступают в качестве инструментов культуры или борьбы различных сил и воль. Право есть явление, производное от воли к власти, ее рефлекс. «Где господствует право, там поддерживается состояние и степень власти, там борются против усиления и ослабления. Право и разум — уступка нашего чувства власти этих других. Если наша власть потрясается и падает, наше право исчезает; и наоборот, если мы становимся могущественнее, то исчезают права других на нас, так как мы до сих пор уступали их». «Сила дает первое право и нет права, которое в своей основе не являлось бы присвоением, узурпацией, насилием».
Право любого общества, даже самого стабильного, есть результат войны, компромисс различных воль. Вместе с тем без договора нет права и в этом его социальная ценность. Право современного буржуазного общества есть «стадное законодательство», не делающее исключений.
Ницше не приемлет либерализм. Он выражает надежду, что когда- нибудь придет сильный человек («сверхчеловек»), который объединит Европу. Из всех европейских государств, по мнению Ницше, только Россия не заражена миазмами разлагающегося буржуазного общества. Человеческий эгоизм стал мерилом всех ценностей. Именно в этом смысле следует толковать его знаменитую фразу «Бог умер!». Из сознания людей постепенно исчезает некое трансцендентальное начало, и его место занимает человек.
Ницше активно выступал не только против буржуазного общества с его «идеологией среднего человека», но также против социализма. Он считал, что этот общественно-политический строй противоречит природе человека и у него нет никаких исторических шансов. И вместе с тем мыслитель допускал социализм как некий исторический эксперимент. При этом он говорил, что надо только выбрать страну, «которую не жалко».
Философия Ницше во многом справедливо характеризуется как апология войны. «Любите мир как средство к новым войнам» — эта фраза многое объясняет.
Справедливости ради стоит отметить, что идея «сверхчеловека» не имела ярко выраженного национального аспекта. Тем не менее именно немецкий народ, с его точки зрения, в XX в. будет «оплодотворять» человеческую историю, как это некогда делали древние греки и римляне. Ницше пророчески предсказывал, что XX в. будет веком неслыханных потрясений и войн. Сам себя он относил к тем людям, которые рождаются после смерти. В этом смысле он не ошибся.
|