Среда, 27.11.2024, 15:21
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Николай Александрович Бердяев

Николай Александрович Бердяев (1874—1948) — один из наиболее известных русских религиозных философов. Оставил интересные размышления о природе государства, его соотношении с обществом и человеком (см., например, «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Философия неравенства» (1923)). Бердяев не испытывал теплых чувств к государству, настаивал на его языческом происхождении, диком порабощении и насилии одного племени над другим. Государство не дышит и не движется ни пафосом свободы, ни пафосом добра, ни пафосом человеческой личности, хотя оно и имеет ко всему этому отношение. Наоборот, оно движется пафосом порядка, власти, мощи. «Государство, — здесь, видимо, Бердяев следует Илариону, — стоит под знаком “закона, а не благодати"». Он полагает, что от слов Христа «воздайте кесарю кесарево, а Божье Богу» началась новая эра в истории государств в мире. Поэтому власть государства имеет Божественный, онтологический характер. Пределы государственной власти — чисто религиозные, духовные. В первооснове своей, говорит он, это не есть ограничение государства обществом и общественными группами, требующими тех или иных конституционных гарантий, это прежде всего ограничение государства церковью и душой человеческой.

 

Так скорее должно быть, чем есть на самом деле. Зачатки государственности, зарожденные в крови и насилии, замечает Бердяев, имевшие первоначальной своей положительной миссией борьбу с первобытным хаосом и зверством, обладают тенденцией разрастаться, превращаться из средства в цель, из начала подчиненного и условного в начало абсолютное и высшее. С горькой иронией Бердяев отмечает, что человечество всегда будет нуждаться в вождях и всегда будет с благоговением относиться к своим великим людям, но как ужасна судьба этой потребности в государстве! Сама по себе государственная власть требует не благородного чувства благоговения к высшему и боговдохновенному, а чувств рабских и низкопоклоннических.

Бердяев называет злым и безбожным государственное начало, которое в государственной воле и присущей ей власти видит высшее воплощение добра на земле, второго Бога. Зла и безбожна не просто всякая государственность в смысле организации общественного порядка и системы управления, а государство абсолютное и отвлеченное, т. е. суверенное, себе присваивающее полноту власти, ничем высшим не желающее себя ограничить и ничему высшему себя подчинить. Суверенная, неограниченная и самодовлеющая государственность во всех формах, прошлых и будущих, есть результат обоготворения воли человеческой, одного, многих и всех, подмена абсолютной Божественной воли относительной волей человеческой, есть религия человеческого, субъективно-условного, поставленная на место религии божеского, объективно-безусловного. Сущность суверенной государственности в том, что в ней властвует субъективная человеческая воля, а не объективная сила правды, не абсолютные идеи, возвышающиеся над всякой человеческой субъективностью, всякой ограниченной и изменчивой человеческой волей.

Такую нелицеприятную характеристику философ дает всем государствам без исключения, как абсолютно самодержавным, так и либеральным. Конституционные монархии и демократические республики хотя и признают права личности и ценность свободы, но отвлеченное государственное начало в них живет и творит зло. Как и в монархиях абсолютных, в новых, более свободных государствах судьба личности и судьба мира все еще зависят от человеческого произвола, от случайной и субъективной, только человеческой воли.

Мы справедливо требуем от государства соблюдать права человека. Однако эти права, свободы, все ценности жизни, констатирует Бердяев, только в том случае будут незыблемы и неотъемлемы, если будут установлены высшей волей, т. е. нечеловеческой. Только абсолютный, внегосударственный и внечеловеческий источник прав человека делает эти права безусловными и неотъемлемыми, только

Божественное оправдание абсолютного значения всякой личности делает невозможным превращение ее в средство. «Для нас, — писал Бердяев, — центр тяжести проблемы государства — это ограничение всякой государственной власти не человеческой волей, субъективной волей части народа или всего народа, а ограничение абсолютными идеями, подчинение государства объективному разуму».

Бердяев убежден, что исторически декларации прав человека и гражданина имеют религиозное происхождение. В связи с этим он ссылается на исследование Еллинека, который видел зарождение такой декларации в религиозных общинах Англии на основе осознания свободы совести и безусловного значения человеческого лица, ограничивающего всякую власть государства. Из Англии декларация прав человека и гражданина была перенесена в Америку, а затем уже во Францию. По Бердяеву, свобода совести — основа всякого права на свободу, а потому не может быть отменена или ограничена волей людей или властью государства. Свобода совести — изъявление воли Бога, ибо в свободе Бог видит достоинство сотворенного им человека. Право по глубочайшей своей природе вовсе не государственного происхождения, не государством дается, распределяется и санкционируется.

Бердяев отмечает, что в науке имеют место два подхода к соотношению государства и права, их происхождению. Один из них, который он называет государственным позитивизмом, признает в государстве источник права. При государственном абсолютизме нет места для самостоятельного источника прав личности, самой же власти — опекуну человеческого благополучия приписывается высшее происхождение. Всякий государственный позитивизм и социализм как его разновидность признает абсолютность государства и относительность права, отъемлемость прав, подвергает их расценке по критериям государственной полезности.

Противоположный тип учений, враждебный государственному позитивизму, признает абсолютность права и относительность государства. Право имеет своим источником не то или иное положительное государство, а трансцендентальную природу личности, волю сверхчеловеческую. Не право нуждается в санкции государства, а государство должно быть санкционировано правом. То, что называют правовым государством, замечает Бердяев, не всегда еще есть свержение принципов государственного позитивизма. Только теория естественного права и практика декларации прав человека и гражданина в чистом ее виде стоят на пути отрицания государственного позитивизма. Праведно в политической жизни лишь то, что заставляет смириться государство. В развитие этой мысли он делает очень важный вывод: «Государство есть выражение воли человеческой, относительной, субъективно-произвольной, право — выражение воли сверхчеловеческой, абсолютной, объективно-разумной». При этом Бердяев делает существенное уточнение, а именно: под правом он понимает выражение абсолютной правды и справедливости, то внегосударствен- ное и надгосударственное право, которое заложено в глубине нашего существа и отражает Божественность нашей природы.

Право как орган и орудие государства, как фактическое выражение его неограниченной власти есть слишком часто ложь и обман, выступающие в виде законности, полезной для некоторых человеческих интересов. Право есть свобода, государство — насилие, право — голос Божий в личности, государство — безлично и в этом безбожно.

Неприкрытый скепсис звучит у Бердяева, и когда он говорит о народном представительстве, «достается» от него и Ж.-Ж. Руссо как основателю учения о народовластии. Учредительное собрание, по образному выражению Бердяева, может быть сборищем «хулиганов и ничтожеств». А впрочем, каким же оно может быть в условиях «нашей византийско-татарской государственности, приправленной соусом немецкой бюрократии»?! В личности можно искать образ Божий, и его должно искать в теократической общественности. Фактическая история государства есть борьба доброго со злым, однако злое всегда брало верх над добрым.

Бердяев предостерегает своих читателей видеть в его рассуждениях проповедь анархизма. Совершенные государства очень редко встречались в истории, и всегда они были теократическими. В этом, видимо, и состоял политический идеал одного из замечательных наших философов.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (27.04.2017)
Просмотров: 153 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%