Все признаки и черты социального управления так или иначе проявляются в государственном управлении.
С возникновением государства неизбежно появилось и государственное управление, имманентно ему присущее. Без него государство и общество существовать не могут. В государственном управлении и через него наиболее ощутимо для каждого человека находит свое выражение и реализацию государственная власть. Именно она обеспечивает развитие экономики, социально-культурной сферы, административно-политической деятельности.
«Государственное управление» как понятие и термин широко используются в научной литературе и законодательстве. На всем протяжении советского периода оно было доминирующим как один из видов государственной деятельности наряду с законодательной, судебной, прокурорской.
Конституция РФ 1993 г. на основе теории разделения властей вместо понятия государственного управления, имевшего организационноправовой смысл, ввела понятие исполнительной власти, отражающее политико-правовое содержание одной из ветвей государственной власти, представляющей триединство законодательной, исполнительной и судебной властей. В результате некоторые авторы стали избегать употребления термина «государственное управление». Тем не менее, разумеется, государственное управление, несмотря на отсутствие этого термина в Конституции, никуда не исчезло.
Сущностное назначение исполнительной власти, так же как и государственного управления, состоит в том, чтобы «практически организовать» проведение законов в жизнь, достижение поставленной цели, определенного положительного результата. Этой работой повседневно, непрерывно занимаются органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление. Таким образом конституционное понятие исполнительной власти не исключает, а, напротив, предполагает необходимость государственного управления и его постоянного совершенствования.
Государственное управление характеризуется рядом особенностей. Во-первых, это организующая деятельность, состоящая в образовании необходимых государственных органов и коллективов людей, определении порядка их деятельности для достижения поставленных целей (например, увеличить внутренний валовой продукт, победить бедность, создать боеспособные вооруженные силы, реализовать национальные приоритетные проекты — образование, здравоохранение, доступное жилье, сельское хозяйство, решить демографическую проблему).
Во-вторых, это исполнительно-распорядительная деятельность. Для исполнения законов и иных нормативных правовых актов органы исполнительной власти и их должностные лица наделены необходимыми распорядительными полномочиями, без которых государственное управление невозможно.
В-третьих, это юридически-властная деятельность. Исполнение и распорядительство невозможны без наличия у органов исполнительной власти и их должностных лиц государственно-властных полномочий, диапазон которых весьма широк — от требования соблюдать нормы права, подчиниться установленному правопорядку до применения физической силы и даже оружия.
В-четвертых, это деятельность подзаконная, т. е. она должна осуществляться на основе и во исполнение закона, а в широком смысле — на основе всех правовых актов. Главное здесь состоит в том, что любые действия органов исполнительной власти и их должностных лиц могут осуществляться только в рамках предоставленных правовыми актами полномочий.
В-пятых, это деятельность творческая, исключающая бездушный бюрократизм, волокиту, неуважительное отношение к людям, чтобы не получилось так, как говорил один из классиков: по форме все правильно, а по существу — издевательство. В государственном управлении очень важно при принятии и исполнении управленческих решений достигать «золотой середины», когда законность, целесообразность и справедливость «идут» вместе к поставленной цели. Для исполнения любого закона, иного правового акта (приказа, команды, поручения) необходимо использовать творческий и интеллектуальный потенциал, современные достижения науки и техники, передовой опыт, чтобы наилучшим образом достичь положительного результата.
В-шестых, это повседневная, непрерывная деятельность. Ежедневно миллионы граждан и многие государственные и негосударственные организации нуждаются в решении их повседневных дел, помощи, защите, внимании органов исполнительной власти и их должностных лиц. Именно на них ложится конституционная обязанность обеспечить условия для реализации всеми объектами управления своих прав, свобод и законных интересов.
В-седьмых, это деятельность, основанная на функциональной структуре процесса управления, включающего ряд общеуправленческих функций: информационное обеспечение, прогнозирование, планирование, регулирование, взаимодействие и координация, контроль и надзор, учет и оценка эффективности.
В теории и практике о понятии, объеме государственного управления, его соотношении с другими государственно-правовыми категориями идет оживленная дискуссия. В частности о том, как соотносятся между собой государственное управление и государственное регулирование. Высказывается мнение, что это два самостоятельных управленческих явления.
Так, государственное управление — это жесткое, прямое воздействие, применяемое в основном к государственным предприятиям, учреждениям и организациям, и чаще в тех сферах, где объективно требуется именно такой характер воздействия, например оборона, безопасность, внутренние дела.
Государственное регулирование — это более мягкое упорядочивающее воздействие в отношении негосударственных организаций, а также граждан, состоящее в установлении общих правил для всех участников управленческих отношений, например налоговых, таможенных, противопожарных, экологических.
Как можно заметить, государственное регулирование, являясь управленческой деятельностью, представляет собой важную составную часть государственного управления, его ведущую функцию и поэтому не может рассматриваться обособленно от него.
|