Исполнительная власть, являясь ветвью государственной власти, обладает всеми признаками государственной власти и вместе с тем имеет особенности, обусловленные ее юридической природой.
Это выражается в том, что исполнительная власть связана с практической повседневной деятельностью специальных субъектов — органов исполнительной власти и должностных лиц, наделенных полномочиями по обеспечению прав и свобод граждан, законных интересов организованных коллективов людей, по проведению в жизнь целей и задач государственной политики, изложенных и закрепленных в законе.
Определенное качественное выражение исполнительная власть приобретает благодаря функциям, компетенции, формам и методам деятельности этих органов, вытекающим из специфики сфер деятельности (промышленность, оборона, культура, здравоохранение и т. д.).
Видение функций исполнительной власти обусловлено сущностью государственного управления как направляющего, организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения. Особое значение имеют такие функции, как согласование, координация и интеграция на общей правовой и организационной основе. Осуществление этих функций позволяет рассматривать исполнительную власть в качестве государственно-управленческой деятельности, реализуемой в различных сферах социально-экономической жизни. При определении функций учитываются и основные функции государства (организация и защита территории страны, обеспечение суверенитета Российской Федерации и международное сотрудничество; правовая и социальная защита населения; обеспечение экономического и социального развития; законотворческая и правоохранительная деятельность; взаимодействие со структурами гражданского общества). Обращается внимание на функции координации государственного сектора с секторами корпоративным и частным, аналитические и консультативные, прогнозирования и планирования в соответствующей сфере — регулятивной, правотворческой, контрольно-надзорной, правоохранительной, юрисдикционной, оперативно-исполнительной.
Без необходимых правовых властных форм практически невозможно обеспечить исполнение закона и других решений государства, повседневное руководство работой управляемых (регулируемых) объектов. В силу этого исполнительная власть имеет особые формы властвования. В первую очередь это правовые акты, представляющие собой юридический вариант управленческого решения. Путем издания правовых актов субъекты исполнительной власти решают тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе их деятельности. При определении существа правовых форм исполнительной власти важно подчеркнуть факт принятия управленческого решения не только на основании, но и во исполнение закона. Акцент на значении правотворческой деятельности в сфере исполнительной власти «во исполнение» закона предполагает наличие двух начал в правовом регулировании: 1) строгое соответствие правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти, актам более высокой юридической силы; 2) выработка и проведение в жизнь политики государства по вопросам, имеющим общую значимость.
Поскольку в каждом управленческом решении отражается воля соответствующего субъекта исполнительной власти, признак формы как официального документа, выражающего юридически властное волеизъявление субъекта исполнительной власти, не вызывает сомнения. В то же время используются и другие способы организации государственно-управленческой деятельности. В частности, применяется
такой вариант принятия управленческого решения, при котором субъекты не имеют по отношению друг к другу властных полномочий, а решают вопросы на основе согласования воль.
В правовых формах исполнительной власти проявляется ее распорядительный характер. Данное качество исполнительной власти находит выражение и в принятии индивидуальных управленческих решений по конкретному вопросу государственно-управленческой деятельности. Как правило, такого рода правовые формы являются юридическими фактами, вызывающими возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений. В этом случае они персонифицированы и индивидуализированы, т. е. адресованы определенному физическому или юридическому лицу и по своему содержанию представляют собой предписания или выступают в качестве актов исполнительного характера.
Наряду с правовыми формами в процессе функционирования исполнительной власти важная роль отводится методам, т. е. способам, приемам, практической реализации задач и функций исполнительной власти, достижения ее целей. В них находят выражение все основные качества, присущие функциям исполнительной власти. Это установление правил поведения в рамках компетенции субъектов исполнительной власти, установление стандартов; удовлетворение законных притязаний участников регулируемых отношений; запрещение определенных действий; выдача разрешений; осуществление регистрационных действий; проведение конкретных мероприятий по контролю и надзору; материальное и моральное поощрение; применение санкций и др. Выбор методов находится в прямой зависимости от формы собственности, сферы управления и регулирования.
Исполнительная власть является активной и целенаправленной, реализуется повседневно и непрерывно на всей территории Российской Федерации. Подобные свойства исполнительная власть приобретает благодаря тому, что, во-первых, осуществляется по отношению к важнейшим сферам социальной, экономической, культурной и политической жизни общества и государства, а во-вторых, в ее непосредственном ведении находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти — воинские формирования, финансы, природные, информационные и иные ресурсы.
Проявление организационного механизма исполнительной власти опосредуют ее специальные субъекты — органы исполнительной власти. Каждый из них ответствен за состояние своей предметной сферы (промышленность, оборона, культура, здравоохранение и т. д.).
Важнейшим организационным инструментом исполнительной власти, которому отводится особая роль в реализации предоставленных полномочий, выступает государственная должность. В положениях о федеральных органах и их структурных подразделениях, уставах, должностных регламентах и других нормативных правовых актах, по сути, определяются задачи, функции, обязанности, права, основные формы и методы деятельности государственного служащего применительно к каждой должности.
Изложенное подводит к выводу о том, что исполнительная власть как ветвь государственной власти представляет собой совокупность организационно-функциональных механизмов государственно-властного характера для реализации целей и задач государственной политики, закрепленных в законе.
|