Среда, 27.11.2024, 18:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Предмет административного права

Предмет административного права отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами названной отрасли права, а метод административного права — на вопрос, как, каким образом эти нормы выполняют свое регулирующее воздействие.

Общественные отношения, составляющие предмет административного права, обладают рядом особенностей. Во-первых, это отношения, возникающие в процессе государственного управления, реализации исполнительной власти, и поэтому они называются управленческими отношениями. Во-вторых, обязательной стороной этих отношений является орган исполнительной власти, государственного управления, наделенный государственно-властными, исполнительно-распорядительными полномочиями. В-третьих, в управленческих отношениях отмечается юридическое неравенство сторон — организационная или правовая зависимость от органа исполнительной власти. В-четвертых, в этих отношениях всегда присутствуют государственный, публично-правовой интерес, необходимость создать условия для реализации функций государства в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах. В-пятых, общественные управленческие отношения обеспечивают реализацию конституционной обязанности Российского государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод граждан.

Общественные управленческие отношения, в совокупности образующие предмет административного права, решающим образом обусловливают сущность, цели, само содержание данной отрасли права, ибо, как известно, объект (общественные управленческие отношения) определяет как содержание регулирующего правового воздействия, так и его методы.

Предмет административного права представляет собой систему общественных управленческих отношений, регулируемых административно-правовыми нормами. К конкретным общественным управленческим отношениям, составляющим материальную основу административного права, относятся следующие:

общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех его иерархических уровнях. Здесь имеется в виду прежде всего внешняя деятельность органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления, для осуществления которой они, собственно, и созданы, а именно организация экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности;

внутриорганизационные отношения всех государственных органов, которые в основном одинаковы, однотипны независимо от того, где они осуществляются: в органах исполнительной власти, законодательных или судебных. Эти отношения охватывают информационно-аналитическую работу, делопроизводство, прием на работу, перемещение по службе, увольнение, дисциплинарную ответственность, поощрение, материально-техническое обеспечение и т. и. Вся эта деятельность носит вспомогательный по отношению к внешней деятельности характер и регулируется нормами административного права;

деятельность судов и судей, часто реализующих юридически властные полномочия, свойственные органам исполнительной власти: рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение административных наказаний, разрешение жалоб на незаконные решения и действия органов исполнительной власти и их должностных лиц;

общественные отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственно-властные полномочия. Например, народным дружинам переданы некоторые внешне властные полномочия государственных правоохранительных органов в сфере охраны общественного порядка, и народные дружинники могут осуществлять задержание нарушителей, доставлять их в соответствующие государственные органы. Естественно, подобная деятельность общественных объединений регулируется нормами административного права;

административное право охватывает своим регулирующим воздействием управленческие отношения, возникающие в связи с функционированием коммерческих структур, иных негосударственных формирований, когда это прямо предусмотрено действующим законодательством ;

деятельность исполнительных органов местного самоуправления также в значительной мере составляет предмет административного права, ибо они не могут быть исключены из числа возможных участников управленческих отношений. Исполнительные органы городов, поселков и т. и. действуют не изолировано от администрации краев и областей, а также органов исполнительной власти республик. Естественно, что подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

Таким образом, при определении предмета административного права необходимо учитывать:

сферу государственного управления, охватывающую любые проявления государственно-управленческой деятельности;

наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;

практическую реализацию ими распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности.

Е1о существу, это те условия, при которых управленческие отношения возникают в процессе практической реализации задач и функций исполнительной власти.

Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей их участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

а) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрации двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, холдинги, концерны и проч.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями, учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т. и.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

ж) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех названных видах управленческих отношений непременно участвует тот или иной исполнительный орган. Без исполнительных органов управленческие отношения в административно-правовом смысле возникать не могут, ибо только они в состоянии в юридической форме выражать волю и интересы государства, практически реализовывать в исполнительном варианте государственную власть. Поэтому такого рода отношения не могут возникать между гражданами, между общественными объединениями и внутри них. Отношения между государственными предприятиями, а также коммерческими структурами, основанные на хозяйственно-договорных началах, регламентируются не административным, а гражданским правом, так как они связаны не с управленческой, а с хозяйственной (имущественной) деятельностью.

Итак, административное право — это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе практической реализации исполнительной власти, осуществления государственно-управленческой деятельности. При этом важно отметить, что административное право ориентировано на повышение эффективности государственно-управленческой деятельности, т. е. на практическую реализацию законов в общегосударственном масштабе.

Ведущая роль административного права, естественно, сохраняется в период реформирования государственных институтов, административной реформы. В частности, не сокращается его масштабность, о чем свидетельствует тенденция известного расширения массива подзаконных административно-правовых норм преимущественно президентского, правительственного и министерского уровней. Не означает и отказа от административно-правового регулирования сокращение государственного сектора, особенно в сфере экономики. Меняются его методы, что, однако, не лишает административное право роли одного из необходимых юридических регуляторов общественных отношений. Об этом свидетельствует, например, усиление значения приоритетных национальных проектов (Образование, Здравоохранение, Доступное жилье, Сельское хозяйство), целевых федеральных программ, возрастание роли региональных регуляторов, усиление начал общего управления в пределах предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Повышается роль административно-правовых средств контрольно-надзорного характера, институтов административной ответственности и административного процесса. Отмечается широкое распространение административноправовых средств укрепления законности и правопорядка, таких как государственная регистрация, разрешительная система, детальная регламентация управленческих функций на основе административных регламентов и т. и.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (27.04.2017)
Просмотров: 128 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%