Административное право регулирует общественные управленческие отношения с помощью различных правовых средств, способов воздействия на эти отношения, поведение их участников. Эти средства и способы объединяются понятием метода правового регулирования общественных отношений. Именно предмет и метод дают общую характеристику любой отрасли права, в том числе и административного, позволяя их разграничить.
Существуют методы правового регулирования общественных отношений, характерные в том или ином объеме для всех отраслей права. Это предписание — возложение юридической обязанности совершать те или иные действия; запрет — прямая юридическая обязанность не совершать установленных нормой права действий; дозволение — предусмотренное правовой нормой право выбора совершать или не совершать те или иные действия, что означает диспозитивность, т. е. предоставление управляющей или управляемой стороне возможности выбора образа действий при отсутствии прямых предписаний и запретов. Конечно, их использование в различных отраслях права существенно различается. Так, предписание в большей мере присуще административному праву, запрет — уголовному праву, дозволение — гражданскому праву.
Тем не менее в соответствии с законодательством каждая отрасль права, в том числе и административное право, использует все эти методы с учетом особенностей предмета данной отрасли, т. е. регулируемых общественных отношений.
Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т. е. предписания, запреты. Однако из этого механизма не исключается и метод дозволения, диспозитивности, т. е. возможности выбора того или иного варианта поведения, предусмотренного нормой права. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне. Последняя обязана подчиниться предписаниям, исходящим от носителя распорядительных прав. Административно-правовое регулирование и его механизм — это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая — управляемого (объект управления). Подобного рода отношения всегда предполагают известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле, выразителем которой является тот или иной субъект исполнительной власти. Соответственно, административно-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, где преобладает метод «власти и подчинения».
Метод административного права — это метод одностороннего властвования, одностороннего волеизъявления одного из участников отношения (например, руководитель и подчиненный, сотрудник полиции и нарушитель общественного порядка). Объем их юридических прав и обязанностей различен: с одной стороны, наличие полномочий, предусмотренных законом, для выполнения управленческих функций, с другой — преимущественно обязанность выполнить предъявляемые требования, понести назначенное административное или дисциплинарное наказание, т. е. здесь отсутствует юридическое равенство участников. Это волеизъявление юридически властно, а потому ему принадлежит решающее значение. Следовательно, волеизъявление одной стороны неравнозначно волеизъявлению другой. Объясняется это прежде всего тем, что юридически властные предписания отнесены к компетенции соответствующих субъектов исполнительной власти. Вместе с тем необходимо подчеркнуть равенство сторон перед законом, т. е. руководитель и подчиненный, работник полиции и нарушитель обладают определенными правами и несут соответствующие обязанности, в равной мере подлежащие безусловному выполнению.
Следует отметить и такую особенность метода административного права, как лишенная какой-либо диспозитивности обязательность выполнения установленных законом правил, норм, стандартов, требований, запретов и иных предписаний. Причем эта обязательность может касаться всех граждан, например, общеобязательность соблюдения
правил поведения в общественных местах, правил перехода улиц, противопожарных правил, либо только специальных субъектов административного права — должностных лиц, водителей автомототранспорта, военнослужащих, охотников и т. д.
Итак, метод административного права можно определить как метод «власти и подчинения», приказа и исполнения. Данный метод административного права является приоритетным, преобладающим, но не единственным. Не все отношения в сфере исполнительной власти построены по схеме «власть — подчинение», т. е. по вертикали.
В административном праве существует немало ситуаций, когда необходимо регулировать возникающие так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся на одном иерархическом уровне, например отношения между двумя министерствами. Здесь отсутствует организационная подчиненность, юридический статус характеризуется полным равенством, ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.
Вот тогда возникает потребность в иных методах административно-правового регулирования, в качестве которых выступают взаимодействие, согласование, координация, соглашение, административный договор и др.
|