Принципы административного права — это базисные, исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности, на которых основываются административно-правовые нормы, правоотношения, механизм реализации прав и обязанностей субъектов административного права, в целом осуществление государственного управления.
Назначение этих принципов состоит в том, что, во-первых, они определяют содержание, социальную направленность и главные отраслевые особенности административно-правового регулирования; во-вторых, эти принципы помогают точнее понимать смысл правовых норм и правильно их толковать и применять; в-третьих, они должны учитываться при обнаружении пробелов и противоречий в законодательстве и применении правовых норм по аналогии, поскольку предусмотреть все детали и особенности управленческих отношений в силу их многообразия невозможно.
Принципы административного права закреплены в законодательстве и имеют общеобязательный характер. Основополагающее значение имеют те из них, которые предусмотрены Конституцией РФ. Данными принципами являются следующие:
приоритет личности и ее интересов в жизни общества (ст. 2 Конституции РФ). Данный принцип весьма показателен для административно-правового регулирования, поскольку именно в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита. Нормами данной отрасли права соответственно формируется административно-правовой статус личности, гражданина;
принцип разделения властей. Административно-правовое регулирование осуществляется с учетом данного принципа, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот. Нормами административного права определяются деятельность исполнительной власти, ее независимость и взаимодействие с другими властями;
принцип законности. Этот принцип предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать законодательство Российской Федерации, действовать на основе и во исполнение закона;
принцип гласности. Этот принцип означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений и отдельных граждан, так и возможных адресатов будущих административно-правовых норм. Гласность означает также, что достоянием общественности должны быть результаты, достигнутые в процессе административно-правового регулирования тех или иных управленческих отношений;
принцип ответственности применительно к административноправовому регулированию означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения процедуры подготовки, вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм;
6) механизм административно-правового регулирования строится с учетом принципа федерализма. Существенное значение при этом имеет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (и. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Соответственно, важным вопросом является практика установления административно-правовых норм на уровне субъектов РФ согласно нормам федерального законодательства. Здесь нередки факты принятия исполнительными органами субъектов РФ правовых актов, находящихся в противоречии с федеральными, нарушающих единое правовое пространство. Дальнейшее укрепление федеративных начал является одним из условий более четкого разграничения полномочий в данной сфере между Федерацией и ее субъектами.
Административное право обладает присущими ему функциями, которые также, как предмет, метод, принципы, характеризуют его место в системе иных отраслей права. Термин «функция» в переводе с латинского означает «исполнение», «осуществление» или определяется в нормативных словарях как обязанность, круг деятельности.
Функции права — это целевые установки и назначение. Общая юридическая цель административно-правовых норм состоит в регулировании общественных управленческих отношений в сфере реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.
Функции административного права, обусловленные предметом и принципами данной отрасли права, могут быть следующими:
правоисполнительная, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти;
правотворческая, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству, обусловленному необходимостью распорядительства;
организационная, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который определяется нормами административного права;
координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;
правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений;
воспитательная, преследующая цель формирования позитивного правосознания, правовой культуры граждан, предупреждения правонарушений, уважения к закону, преодоления правового нигилизма.
|