Важное место административного права в правовой системе Российской Федерации предопределено тем, что оно является одной из базовых, системообразующих отраслей, чрезвычайно многогранной и динамичной по своему характеру, постоянно расширяющей свои связи с иными отраслями права.
Особенность положения административного права определяет и то, что оно является отраслью публичного, а не частного права, призванного обеспечивать общезначимые (публичные) интересы (общества, государства в целом). Во всех правоотношениях, где одной из сторон выступает государство, мы имеем дело с публичным правом.
Значительный интерес при характеристике отраслей представляет также их классификация на материальные и процессуальные отрасли. При этом дискуссионным остается вопрос о том, какой отраслью права является административное право. Большинство авторов считают его материальной отраслью. Вместе с тем некоторые ученые утверждают, что административное право относится к процессуальной отрасли права. С этим нельзя согласиться. На наш взгляд, административное право представляет собой комплексную отрасль права, включающую материальные и процессуальные нормы, хотя в перспективе возможно выделение административно-процессуального права в самостоятельную отрасль российского права.
Таким образом, определяя место административного права в российской правовой системе, можно сказать, что оно является базовой, публичной, профилирующей, комплексной материально-процессуальной отраслью права.
Административное право существует не изолированно от других отраслей права. Оно теснейшим образом взаимосвязано с ними. При этом нужно учитывать, что нормы административного права проявляются во многих отраслях права, так как управленческие отношения могут возникнуть во всех ветвях власти. Кроме того, административное право охраняет общественные отношения, регулируемые многими иными отраслями права.
Касаясь взаимодействия отраслей, прежде всего следует отметить соотношение теории государства и права и административного права. Административное право руководствуется разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах, функциях государства и права, нормативного акта, отрасли права, правового института, норме права, правоотношениях, их классификации и т. д. В то же время фактический материал и теоретические обобщения административного права являются одним из источников развития теории государства и права (например, нормы о поощрениях государственных служащих обогащают институт поощрения в теории государства и права; административное принуждение является одной из разновидностей государственного принуждения; административное правонарушение обладает признаками, присущими правонарушению).
Наиболее тесно административное право связано с конституционным правом, ведь именно в Конституции РФ установлены положения, ставшие основой для функционирования всего государства в целом, в том числе и исполнительной ветви власти. Приоритетной является ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», в том числе и органов исполнительной власти. В Конституции РФ содержится конкретизация прав и свобод человека и гражданина, которые должны защищаться и охраняться в процессе осуществления полномочий должностными лицами (например, право каждого гражданина на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования и др.).
Особое место занимают ст. 71, 72, 73 Конституции РФ, которые определяют предметы ведения и полномочия Российской Федерации и субъектов РФ. Исходя из правил, установленных в этих статьях, разграничиваются исполнительно-распорядительные полномочия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
В Конституции РФ особое место уделяется полномочиям Президента РФ в сфере исполнительной власти (гл. 4); гл. 6 содержит общие положения о статусе Правительства РФ; ст. 78 Конституции РФ разрешает федеральным органам исполнительной власти для осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Если же в целом охарактеризовать взаимодействие административного и конституционного права, то можно сказать, что конституционное право является основой для существования многих отраслей права, в том числе и административного, содержит общие положения для деятельности исполнительной ветви власти, которые уже более подробно регулируются административным правом. Вместе с тем нельзя согласиться с точкой зрения, высказанной в административно-правовой науке, что административное право является конкретизированным конституционным правом, так как предметы регулирования этих отраслей полностью не совпадают.
Взаимодействие административного и уголовного права осуществляется при определении характера противоправных деяний. В УК РФ и КоАП РФ содержатся виды сходных правонарушений (например, хулиганство и мелкое хулиганство; незаконное предпринимательство и осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии; фиктивное и преднамеренное банкротство ит.д.), которые в зависимости от признаков объективной стороны, субъекта правонарушения или способа совершения признаются либо уголовным преступлением, либо административным правонарушением. Кроме того, в законодательстве может иметь место декриминализация противоправных деяний. В этом случае уголовные преступления становятся административными правонарушениями.
Но возможна и другая ситуация: если при рассмотрении дела об административном правонарушении в деянии обнаруживаются признаки уголовного преступления, производство по делу об административном правонарушении прекращается, а материалы передаются в орган предварительного следствия или в орган дознания (аналогичный процесс возможен в отношении уголовных дел).
В связи с наличием процессуальных норм в административном праве оно тесно взаимодействует с процессуальными отраслями — гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным.
При взаимодействии гражданского права с административным прежде всего нужно иметь в виду различия в методе регулирования. Гражданское право регулирует имущественные отношения, основанные на равенстве участников. В административном праве равенство сторон практически всегда исключено. Поэтому в тех случаях, когда имущественные отношения, которые могут быть предметом не только гражданского, но и административного права, характеризуются равенством участников, применяются нормы гражданского законодательства. Нормы гражданского права применяются и тогда, когда стороны могут быть неравны (юридическое лицо и орган исполнительной власти), но возникающие имущественные отношения не связаны с непосредственным осуществлением полномочий органа исполнительной власти (например, отношения по заключению договора купли-продажи офисной мебели, компьютеров и иной оргтехники для министерства). Если же имущественные отношения характеризуются неравенством участников и связаны с осуществлением функций исполнительной власти, то они признаются административными. Например, при осуществлении Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом функций по изъятию у учреждений неиспользуемого или используемого не по назначению федерального недвижимого имущества или по передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам приоритетными являются административные отношения.
Кроме того, в ст. 2 ГК РФ установлено правило, что к имущественным отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении, гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законодательством.
С иными отраслями права (например, земельным, экологическим, финансовым, трудовым и т. д.) административное право также тесно взаимодействует, так как нормы административного права охраняют отношения, регулируемые этими отраслями права, и в случае их несоблюдения нарушители привлекаются к административной ответственности, установленной в КоАП РФ. Правовой статус и полномочия органов исполнительной власти, действующие в указанных отраслях, также определяются нормами административного права.
Таким образом, в целом можно сделать вывод о взаимодействии административного права со всеми отраслями права, что говорит о практической значимости и важности данной отрасли.
|