Нормы административного права обладают общими для всех правовых норм свойствами и признаками. Вместе с тем специфика общественных управленческих отношений, составляющих предмет административного права, определяет особенности административно-правовых норм. Исходя из этих особенностей можно дать следующее определение: административно-правовые нормы представляют собой установленные государством правила поведения субъектов административного права с целью регулирования управленческих отношений, возникающих в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Исполнение административно-правовых норм гарантируется государством с помощью организационных, воспитательных, стимулирующих средств, а при необходимости и мер государственного принуждения.
Административно-правовые нормы выполняют ряд важных функций: 1) регулятивную; 2) правоохраны; 3) воспитания граждан.
Регулятивная функция выражается в установлении правового статуса субъектов административного права, обеспечении реализации прав и свобод граждан и осуществления обязанностей в сфере государственного управления.
Конкретизируя нормы конституционного права, нормы административного права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан, механизм их реализации и защиты от нарушений.
Нормы административного права определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их систему, структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на порядок взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления, регулируют государственную и муниципальную службу.
Нормы административного права устанавливают, кроме того, порядок создания, реорганизации и упразднения управляемых объектов — предприятий, учреждений и организаций и регулируют многие стороны их деятельности независимо от форм собственности, их взаимоотношения с органами государственной администрации, порядок реализации внутриорганизационных функций: прогнозирования, планирования, распределения материальных ресурсов и др.
Нормы административного права участвуют в установлении правового статуса общественных объединений, органов общественности, религиозных организаций.
Административное право регулирует не только публичную управленческую деятельность, но и управляемую деятельность. Пример тому — правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, санитарные правила и т. д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение.
Нормы административного права определяют, какие деяния (действия или бездействие) являются административными правонарушениями и дисциплинарными проступками, устанавливают виды и меры административной и дисциплинарной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях и проступках.
В научной литературе высказывалось мнение, что административное право регулирует и общественное управление. В этом есть доля истины: государство иногда наделяет общественные объединения, органы общественности публичными полномочиями «внешнего» характера. Однако в основном общественное управление регулируется не нормами права, а уставами общественных объединений, так называемым корпоративным правом.
Административное право не регулирует внутреннее управление в частных (акционерных) фирмах, ассоциациях, концернах и т. д. Их высшие органы сами устанавливают свои системы управления и правила их деятельности, которые, однако, не должны противоречить законодательству.
Функция правоохраны административно-правовых норм состоит в установлении границ должного поведения (предписания, запреты, дозволения), правовых стандартов, в пределах которых могут действовать участники управленческих отношений. Тем самым достигается законность и государственная дисциплина в сфере реализации исполнительной власти, государственного управления.
Кроме того, административно-правовые нормы обеспечивают охрану общественных отношений, регулируемых нормами конституционного, гражданского, финансового, трудового, экологического и других отраслей права, защищаемых административно-правовыми санкциями.
Административно-правовые нормы устанавливают различные организационно-правовые режимы, например, чрезвычайного или военного положения, Государственной границы, пользования определенными предметами и веществами (например, оружие, взрывчатые вещества, радиоактивные изотопы), для охраны прав и свобод граждан, их личной и имущественной безопасности, соблюдения законных интересов юридических лиц.
Воспитательная функция административно-правовых норм обеспечивается общим воздействием на сознание и поведение людей по различным информационным каналам (например, через СМИ), позитивным и негативным правовым опытом граждан, наконец, нежеланием (страхом) подвергнуться государственным принудительным мерам, неблагоприятным последствиям противоправного поведения.
Данная функция норм административного права имеет огромное значение в развитии правосознания, правовой культуры граждан, преодолении негативного отношения к праву вообще.
При характеристике административно-правовых норм следует остановиться на присущих им особенностях.
Во-первых, эти нормы в отличие, например, от норм уголовного права, обладают различной юридической силой. Так, закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, правовые акты иных органов исполнительной власти, нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций по названному признаку далеко не равнозначны, т. е. здесь существует иерархия административно-правовых норм.
Во-вторых, рассматриваемые нормы подзаконны. Они создаются и действуют на основе и во исполнение закона (Конституции РФ, законов и нормативных указов Президента РФ).
В-третьих, они создают механизм реализации Конституции РФ и принятых законодательных актов. Так, конституционное право граждан на свободу передвижения и выбора места жительства реализуется на основе соответствующих постановлений Правительства РФ, актов глав исполнительной власти субъектов Федерации, ведомственных инструкций. Правовые акты органов исполнительной власти, конкретизируя, детализируя установленные законом общие правила поведения, делают реально «работающими» данные правовые установления.
В-четвертых, нормы административного права являются преимущественно правоисполнительными, правоприменительными, а правотворческие полномочия органов исполнительной власти носят ограниченный характер по отношению к нормам правоприменительным. Как исполнительная власть, так и нормы административного права служат исполнению законодательных актов, проведению их в жизнь.
В-пятых, поскольку основной объем работы по исполнению законов ложится на органы исполнительной власти, постольку в нормотворчестве велико еще количество ведомственных административно-правовых норм, т. е. нормативных правовых актов федеральных и региональных органов исполнительной власти, принимаемых ими в порученной сфере или отрасли государственного управления. В силу широты, разнообразия и динамизма государственного управления полностью избежать ведомственного нормотворчества невозможно.
Вместе с тем тенденция развития административно-правового регулирования в современных условиях состоит в том, что основные вопросы деятельности органов исполнительной власти стали решаться на более высоком правовом уровне — с помощью законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, а не ведомственных административно-правовых актов.
В-шестых, административно-правовые нормы нередко содержат в себе юридически обязательные правила поведения, обращенные ко всем субъектам административного права и в значительной мере к субъектам исполнительной власти, т. е. устанавливают цели, функции, задачи, полномочия, права и организацию деятельности органов государственного управления и их должностных лиц.
В-седьмых, административно-правовые нормы являются преимущественно результатом одностороннего юридически обязательного, властного волеизъявления полномочных субъектов исполнительной власти, органов государственного управления и их должностных лиц.
Для определения места каждой административно-правовой нормы среди других норм этой отрасли права наукой выработана их классификация, разделение на отдельные виды по различным критериям.
По предмету регулирования административно-правовые нормы делятся на два основных вида: материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы устанавливают права, обязанности, ответственность всех субъектов административного права: административно-правовой статус граждан, правовое положение органов исполнительной власти и государственных служащих, правовой статус государственных и негосударственных (коммерческих) предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, религиозных организаций. Эти нормы — их подчас называют статичными — отвечают на вопрос, какое должное или возможное поведение установлено для соответствующих субъектов административного права.
Процессуальные административно-правовые нормы устанавливают порядок реализации прав, обязанностей, привлечения к ответственности субъектов, порядок осуществления задач, функций и полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Следовательно, здесь рассматриваемые нормы определяют динамику государственного управления, реализации исполнительной власти.
Процессуальные нормы, исходя из их юридической природы, в свою очередь, делятся: 1) на процедурные (правоприменительные) и 2) юрисдикционные (правоохранительные).
Первые регулируют процедуру осуществления обычной позитивной управленческой деятельности, например получение паспорта, поступление в вуз, учет налогоплательщиков, регистрация транспортных средств, лицензирование отдельных видов деятельности, что происходит на основе применения к конкретному случаю той или иной нормы права — правоприменения.
Вторые регламентируют порядок разрешения конфликтных ситуаций: спора о праве, дел об административных правонарушениях и дисциплинарных проступках, жалобы. Это разрешение конфликта осуществляется преимущественно в рамках административной (внесудебной) юрисдикции, включающей в себя индивидуально-конкретное дело, правовую оценку поведения сторон и издание односторонне властного юрисдикционного акта, что обеспечивает охрану прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, а также публичных интересов государства.
Классификацию административно-правовых норм можно провести по их юридическому содержанию на следующие конкретные виды: а) обязывающие нормы, т. е. предписывающие субъекту совершить определенные действия; б) запрещающие совершать те или иные предусмотренные правовой нормой действия. При этом запреты могут быть общими, т. е. обращенными ко всем субъектам административного права, и специальными, относящимися лишь к определенной группе субъектов, например сотрудникам полиции, которым запрещается применять оружие и специальные средства к несовершеннолетним; в) уполномочивающие, или дозволительные (диспозитивные), нормы. Суть этих административно-правовых норм заключается в том, что они разрешают субъекту действовать в пределах требований нормы по своему усмотрению, т. е. здесь отсутствует как предписание, так и запрет. Однако при применении названных норм существует определенная особенность, зависящая от ее адресата. Так, гражданин может совершать те или иные действия, предусмотренные нормой, а может и не совершать их, например, при реализации своего права на обжалование. Если же норма обращена к должностному лицу, то он при выборе вариантов решения относящегося к его компетенции вопроса не может отказаться от использования одного из них, предусмотренных административно-правовой нормой. Диспозитивность здесь состоит в том, что должностное лицо может выбрать любой из предусмотренных нормами права вариантов решения управленческого вопроса исходя из своего административного усмотрения; г) стимулирующие (поощрительные) нормы предусматривают материальное и моральное поощрение субъектов административного права с целью получения максимального результата в экономике, социально-культурной и административно-политической деятельности. Так, создание особых экономических зон с налоговыми, таможенными, кредитными и другими льготами позволяет стимулировать экономическую деятельность в сфере высоких технологий и выпуск конкурентной на международном рынке продукции.
Административно-правовые нормы классифицируются и по другим критериям: 1) по территориальному масштабу действия (федеральные, субъектов федерации, межрегиональные, местные); 2) объему регулирования: общие, касающиеся всех сфер и отраслей управления; межотраслевые или функциональные, имеющие отношение по какому-либо направлению ко всем или большинству отраслей и сфер управления, например статистика, отраслевые нормы, т. е. связанные с регулированием управленческой деятельности в границах какой-либо одной отрасли, например в области обороны или внутренних дел; 3) адресату (нормы, определяющие административно-правовой статус граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, негосударственных предприятий, учреждений и организаций); 4) времени действия (постоянные, временные, эпизодические); 5) юридической направленности (внутрисистемные либо внешней направленности).
|