Реализация прав и обязанностей участников административных правоотношений является завершающей стадией механизма административно-правового регулирования. Иными словами, реализация прав и обязанностей есть воплощение в поведении людей тех требований, которые в общей форме выражены в нормах административного права.
В теории права известны три основные формы реализации субъективных прав и обязанностей участников административно-правовых отношений: 1) исполнение, когда стороны активно осуществляют субъективные права; 2) соблюдение, когда субъекты правоотношения исполняют возложенные на них обязанности, соблюдая при этом все требования правовых норм; 3) применение, когда органы исполнительной власти, наделенные государственно-властными полномочиями, направляют свою деятельность на то, чтобы обеспечить претворение норм права в жизнь.
Применение норм административного права является прерогативой органов исполнительной власти и их должностных лиц.
По сути, применение права — это способ государственной деятельности, организации осуществления юридических норм, претворения их в жизнь в целях упорядочения общественных отношений, государственного управления, установления четких цивилизованных начал взаимоотношений между людьми. Достижение этих целей может обеспечить только компетентный орган, выступающий от имени государства и по его поручению. В нашем случае — это орган исполнительной власти, издающий индивидуальный акт применения норм права по конкретному административному делу. Эти акты носят односторонне властный, императивный, юридический характер, обязательный для участников административных правоотношений. Акты применения административно-правовых норм издаются органами исполнительной власти и их должностными лицами для разрешения индивидуальных дел позитивного характера (например, решения о выдаче лицензий, регистрации граждан по месту пребывания или жительства, транспортного средства, приказ о назначении на должность).
Вместе с тем правоприменение в огромных масштабах осуществляется органами исполнительной власти по индивидуальным делам негативной направленности, в частности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и дисциплинарных проступках, связанных с принятием решений о назначении административных наказаний и дисциплинарных взысканий.
В предусмотренных законом случаях правоприменение в сфере управления возлагается на судей (суды), которые издают акты применения административно-правовых норм при разрешении отнесенных к их подведомственности дел об административных правонарушениях, а также при рассмотрении жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц.
Применение норм административного права, обеспечение реализации прав, свобод и обязанностей граждан, других участников управленческих отношений является одной из важнейших функций исполнительной власти. Именно здесь должны обеспечиваться законность и государственная дисциплина в управлении.
|