Исходя из сущности исполнительной власти, ее органы призваны осуществлять деятельность, состоящую в практическом проведении в жизнь политики государства. Поэтому такие органы государства являются всегда исполнительными и в значительной степени распорядительными. Распорядительный характер деятельности органов исполнительной власти служит средством практического осуществления их основного, исполнительного назначения. Через распорядительное воздействие органы исполнительной власти реализуют государственно-властные полномочия.
В процессе исполнительно-распорядительной деятельности органы исполнительной власти используют юридические средства правового характера. Но издаваемые органами исполнительной власти правовые акты не подменяют собой акты законодательных органов государственной власти, поскольку предназначены для исполнения требований, содержащихся в законах.
Деятельность органов исполнительной власти носит и правоприменительный характер. Основным в содержании правоприменения органа исполнительной власти является соблюдение процедуры, последовательных стадий разрешения всех вопросов, касающихся порядка достижения положительного юридического результата. Оно является активной и целеустремленной деятельностью всех субъектов исполнительной власти и выступает в качестве процессуальной формы осуществления и реализации исполнительной власти в целом.
Правовое положение органов исполнительной власти и их отграничение от других государственно-властных органов прежде всего определяется их компетенцией. По ней судят о социальном характере и общей направленности органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти всегда выступает как явление юридическое, характеризуется совокупностью и объемом конкретных прав и обязанностей, предоставленных субъектам исполнительной власти в экономической, социальной, политической сферах жизни общества; устанавливается Конституцией РФ, законами, другими нормативными актами. Орган исполнительной власти не вправе уклоняться от реализации своей компетенции, выходить за ее рамки.
Каждый из органов исполнительной власти обладает организационной самостоятельностью. Как правило, на это указывают порядок их создания и финансовая самостоятельность. Отсюда не каждая государственно-управленческая структура может выступать органом исполнительной власти. Таковыми не являются консультативные и координационные органы — по своей сути это «внутренние» подразделения органа исполнительной власти, не обладающие юридической самостоятельностью и действующие в рамках компетенции и финансовых возможностей самого государственного органа, помогая ему в наиболее полной мере осуществлять возложенные на него функции. Например, федеральные министерства в установленной сфере деятельности могут создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные. В частности, координационные органы именуются межведомственными комиссиями или организационными комитетами и образуются заинтересованными органами исполнительной власти для обеспечения согласованных действий при решении определенного круга задач. Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер. Межведомственная комиссия (совет) возглавляется председателем или сопредседателями из числа руководителей (заместителей руководителей) федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ. Координационные и совещательные органы формируются на представительной основе. В их состав в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти. В них могут также включаться с правом совещательного голоса представители органов законодательной власти, научных организаций, общественных объединений и религиозных организаций. Состав утверждается приказом руководителя федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего деятельность межведомственной комиссии (совета).
Органы исполнительной власти следует отграничивать от коммерческих и некоммерческих организаций, где их администрации являются исполнительным органом. Последние непосредственно осуществляют управление предприятием и учреждением, акционерным обществом и т. д., и их деятельность не носит государственно-властного характера. Управленческие решения направлены на реализацию уставных целей. Юридически властные полномочия исполнительных органов коммерческих и некоммерческих организаций ограничены пределами ведения соответствующего предприятия, учреждения, акционерного общества. Руководители коммерческих и некоммерческих организаций не имеют права устанавливать новые правовые нормы для подчиненных им рабочих и служащих.
Наличие государственно-властных полномочий отличает органы исполнительной власти и от исполнительных органов общественных объединений, действующих от имени и в интересах объединяемых ими коллективов граждан.
В конституционном смысле следует разграничивать орган исполнительной власти и местную администрацию муниципального образования, являющуюся связующим звеном между государством и обществом. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации. Вместе с тем органы местного самоуправления по своей юридической природе являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений применительно к учреждениям. Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица. В отдельных случаях основанием для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц является решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Таким образом, орган исполнительной власти — часть организационно-правового механизма государства, которому в соответствии с принципом разделения властей оно поручает практическое осуществление исполнительно-распорядительной деятельности в различных областях хозяйственной, социально-культурной и административно-политической жизни общества.
Органы исполнительной власти можно классифицировать по различным основаниям.
С учетом решаемых задач органы исполнительной власти группируются по следующим блокам:
обеспечение государственного суверенитета страны (оборона, внутренние и иностранные дела, юстиция, безопасность);
экономическое регулирование (экономика, финансы, налоги, управление государственным имуществом, антимонопольная политика и поддержка предпринимательских структур);
материальное производство и производственная инфраструктура (промышленность, строительство, транспорт, топливо и энергетика, связь, сельское хозяйство, наука и техническая политика);
социальная политика (социальное развитие, труд и занятость, культура, здравоохранение, образование, печать, информация);
ресурсы (экология, государственные резервы, геология и использование недр).
В зависимости от содержания деятельности органы исполнительной власти подразделяются на органы общей, отраслевой, межотраслевой компетенции. Органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют свои функции по широкому кругу вопросов (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ); отраслевой — в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности (это могут быть федеральные и республиканские министерства, федеральные агентства); межотраслевой — различного рода разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (таковыми могут быть как федеральные министерства, так и федеральные службы).
По порядку разрешения подведомственных вопросов различаются коллегиальные и единоначальные органы исполнительной власти. К числу коллегиальных относятся правительства, а также администрации субъектов РФ, если это прямо зафиксировано в их статусе. Единоначальными являются, как правило, все остальные (министерства, службы, агентства).
По способу создания выделяются органы исполнительной власти, образуемые в установленном порядке. Таких органов большинство на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов (например, образование министерств, федеральных служб, агентств, департаментов и т. д.). В отдельных случаях используется способ избрания. Однако он не распространяется на тот или иной орган исполнительной власти в целом, а характеризует, как правило, правовое положение высшего должностного лица — руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, главы республики; губернатора края, главы администрации области; мэра города федерального значения.
По наименованию организационно-правовой формы выделяются Правительство РФ и правительства субъектов РФ, федеральные министерства и министерства, образуемые в субъектах РФ, федеральные службы и агентства, департаменты, главные управления (управления) субъектов РФ.
В зависимости от федеративного устройства Конституцией РФ предусмотрено установление системы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти в субъектах РФ. При этом федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы, действующие в границах одного субъекта РФ (например, территориальные управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; региональные управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков), действующие в рамках нескольких субъектов РФ (региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и подчиненные им в пределах установленных полномочий главные управления МЧС России по субъектам РФ; межрегиональные территориальные округа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору). В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе создавать свои территориальные органы.
С точки зрения подведомственности различаются органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет:
Президент РФ (Министерство внутренних дел РФ; Министерство юстиции РФ и отнесенные к его ведению федеральные службы);
Правительство РФ (федеральные службы — антимонопольная, таможенная; федеральные агентства — по обустройству Государственной границы РФ, космическое, научных организаций); 3) федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ; федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам (например, Министерство здравоохранения РФ и находящиеся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Медико-биологическое агентство).
|