В ходе реформы политической и правовой систем Российской Федерации учреждение института Президента РФ сыграло весьма важную роль: произошло перераспределение полномочий между субъектами, осуществляющими государственную власть. Основы компетенции Президента РФ определены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции.
Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Основные направления внутренней и внешней политики государства находят свое выражение в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, посланиях и обращениях к органам исполнительной власти, в выработке концепций и доктрин.
Анализ посланий и обращений Президента РФ позволяет сделать вывод о том, что Президент РФ выступает координатором различных политических сил в обществе. Вместе с тем политико-правовые аспекты института Президента РФ не могут рассматриваться изолированно от деятельности законодательной, исполнительной, судебной ветвей государственной власти. В соответствии с Конституцией Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Об этом свидетельствуют прежде всего конституционные положения, в соответствии с которыми Президент РФ: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, заместителей Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ; назначает судей других федеральных судов; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом; утверждает военную доктрину Российской Федерации; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент РФ руководит внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры России; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. В случае агрессии против Российской Федерации Президент РФ вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент РФ определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. При этом Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
В случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы Президент РФ может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит.
Президент РФ осуществляет контроль и проверку исполнения органами исполнительной власти федеральных законов (в части полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений, а также контроль за реализацией общенациональных проектов.
Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Как глава государства Президент РФ выносит предупреждение высшим должностным лицам органов исполнительной власти; отрешает их от должности; временно отстраняет от исполнения обязанностей.
Анализ практики применения федерального законодательства приводит к выводу о том, что Президент РФ в пределах своих полномочий определяет также:
основные направления реформирования и развития государственной службы Российской Федерации;
перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ; принимает решения об исключении предприятий и акционерных обществ из числа стратегических и включении их в прогнозные планы приватизации.
Президент РФ в пределах своей компетенции вправе издавать указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Сложившаяся конституционная практика не исключает возможности принятия указов, временно восполняющих законодательные пробелы. Необходимость издания таких актов прямо обусловлена характером полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Для обеспечения своей деятельности Президент РФ формирует Администрацию Президента, возглавляет Совет Безопасности РФ.
Администрация Президента РФ является государственным органом, сформированным в соответствии с и. «и» ст. 83 Конституции РФ в целях обеспечения реализации Президентом РФ полномочий главы государства; осуществления контроля за исполнением решений Президента РФ; подготовки предложений Президенту РФ о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; содействия Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства; разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией; обеспечения деятельности Президента РФ по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации; содействия Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина; содействия Президенту РФ в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обеспечения реализации Президентом РФ иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.
Совет Безопасности РФ является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Правовой статус Совета Безопасности РФ определяется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденым Президентом РФ.
В состав Совета Безопасности входят: Председатель Совета Безопасности РФ, которым по должности является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности РФ; постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Работой Совета Безопасности руководит Президент РФ. Заседания проводятся на регулярной основе в соответствии с планами, утверждаемыми Президентом РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности и вступают в силу после их утверждения Президентом РФ.
Секретарь Совета Безопасности РФ входит в число постоянных членов Совета Безопасности. Он организует деятельность Совета Безопасности и возглавляет аппарат этого органа власти. Аппарат Совета Безопасности РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ (на правах управления Президента РФ).
В контексте реализации конституционных полномочий Президента РФ следует рассматривать деятельность полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента РФ и непосредственно подчиняется Президенту РФ. Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет ряд функций, определяющих роль Президента РФ в сфере исполнительной власти. В частности, полномочный представитель обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в соответствующем федеральном округе, а также состояние кадровой обеспеченности в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти; организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также за реализацией федеральных программ в федеральном округе; принимает участие в работе органов исполнительной власти и местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа. Он вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина; взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.
На обеспечение осуществления полномочий Президента РФ направлена и деятельность Главного управления специальных программ Президента РФ, а также Управления делами Президента РФ. Правовое положение данных органов отличает одна особенность: они входят в структуру федеральных органов исполнительной власти на правах федерального агентства, что, безусловно, влияет на объем и характер полномочий Президента РФ в сфере исполнительной власти.
Главное управление специальных программ Президента РФ (ГУСП) является федеральным органом исполнительной власти (федеральным агентством), осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению исполнения Президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
Главное управление специальных программ Президента РФ возглавляет его начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на данный федеральный орган исполнительной власти задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Управление делами Президента РФ (федеральное агентство), руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом и осуществляет иные функции. В процессе осуществления этих функций Управление делами Президента РФ имеет право создавать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, подведомственные ему организации, реорганизовывать и ликвидировать их, утверждать уставы указанных организаций, вносить в них изменения и дополнения; давать подведомственным ему федеральным государственным предприятиям разрешение на внесение закрепленной за ними федеральной собственности в уставный (складочный) капитал создаваемых (учреждаемых) хозяйственных обществ и товариществ; проводить проверки и документальные ревизии деятельности подведомственных ему организаций; осуществлять контроль за соблюдением подведомственными ему организациями законодательства Российской Федерации; принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об изъятии и перераспределении федерального имущества, закрепленного за подведомственными ему организациями; привлекать экспертов и советников, заключать договоры (контракты) с организациями и гражданами.
Управление делами Президента РФ возглавляет управляющий делами Президента РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.
Управляющий делами осуществляет на основе единоначалия общее руководство Управлением и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление.
Управление делами Президента РФ вправе издавать приказы, распоряжения, инструкции, правила, положения и иные акты, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Для обеспечения реализации своих полномочий Президент РФ может образовывать научно-консультативные органы, советы или комиссии, которые, как правило, создаются для информирования главы государства о положении дел в экономической, социально-культурной, политической жизни общества; обеспечения его взаимодействия с творческими объединениями, представителями творческой интеллигенции, выработки предложений Президенту РФ по актуальным вопросам государственной политики в области экономики, культуры, искусства. Обеспечение деятельности таких органов возлагается на Референтуру Президента РФ и Управление делами Президента РФ.
|