Среда, 27.11.2024, 18:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Государственные должности и должности государственной службы

Основополагающим элементом построения не только системы государственной службы, но и всей государственной власти является государственная должность. Структура любого государственного органа представляет собой систему взаимосвязанных различных по своему назначению и уровню государственных должностей. Каждая должность заключает в себе часть полномочий данного государственного органа, в совокупности образуя его компетенцию. Выделяют следующие виды государственных должностей — государственные должности Российской Федерации (субъекта РФ) и должности государственной службы. Их различия состоят в том, что первые предназначены для непосредственного исполнения полномочий соответственно федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, тогда как вторые — для обеспечения исполнения таких полномочий.

В федеральных государственных органах различают два вида государственных должностей:

1) государственные должности Российской Федерации, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами и указанные в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ «О государственных должностях Российской Федерации»;

2) должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и подлежат замещению государственными служащими. К их числу относятся:

должности федеральной государственной гражданской службы;

воинские должности;

должности правоохранительной службы.

В государственных органах субъектов РФ могут быть учреждены такие государственные должности, как:

государственные должности субъектов РФ, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ;

должности государственной гражданской службы субъекта РФ.

Кроме того, в любом государственном органе для технического и

хозяйственного обеспечения его деятельности предусматриваются также должности, не относящиеся к государственным должностям, в том числе к должностям государственной службы (должности водителей, электриков, сантехников и т. д.). На лиц, которые замещают такие должности, действие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется, а их труд регулируется трудовым законодательством.

Законодательство о государственной службе не содержит легального толкования понятия «должность государственной службы», однако в нем содержатся нормы, раскрывающие существенные признаки, позволяющие отличить должность государственной службы от иных должностей в государственных органах, должностей муниципальной службы, должностей в государственных организациях и учреждениях.

Первым признаком должности государственной службы является ее формальная определенность. В соответствии с и. 1 ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ. Круг должностей государственной службы точно очерчен соответствующими реестрами, утверждаемыми уполномоченными на то должностными лицами. Реестры устанавливают унифицированные наименования всех должностей государственной службы, содержат классификацию их по категориям и группам, распределение по государственным органам. В Реестр должностей федеральной государственной службы входят: перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей правоохранительной службы. Эти перечни утверждаются Президентом РФ. Например, Указом Президента от 31 декабря 2005 г. № 1574 утвержден Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации. Как правило, это нормативный акт высшего должностного лица субъекта РФ (главы республики, губернатора, главы администрации и т. и.).

Рассматриваемый признак означает, что ни сама должность государственной службы, ни ее наименование не может вводиться в государственном органе произвольно без учета требований соответствующих нормативных правовых актов.

Вторым признаком должности государственной службы выступает ее видовая принадлежность.

Пунктом 2 ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что должности государственной службы подразделяются: на должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности федеральной государственной службы иных видов.

Это означает, что должность государственной службы не может быть установлена без учета специфики видовой служебной деятельности. Как правило, в государственных органах, осуществляющих управление в экономической и социально-культурной сферах, преобладают должности государственной гражданской службы, в органах военного управления — воинские должности, в правоохранительных органах — должности федеральной государственной службы иных видов. Вместе с тем в зависимости от характера исполняемых служащими должностных обязанностей в одном федеральном государственном органе в соответствии с и. 3 ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. Например, в структуре МЧС России — должности федеральной государственной гражданской, военной (спасательные воинские формирования) и федеральной противопожарной службы.

С видовой принадлежностью связана также классификация должностей государственной службы. Согласно и. 4 ст. 8 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов РФ о государственной гражданской службе субъектов РФ. Так, ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» подразделяет должности государственной гражданской службы на четыре категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты; и пять групп: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.

Третий признак должности государственной службы заключается в ее неразрывной связи с компетенцией государственного органа. Должность государственной службы определяет круг прав, обязанностей и ответственности замещающего ее государственного служащего и заключает в себе часть задач и функций, являющихся составной частью компетенции государственного органа. В свою очередь, полномочия по должности не могут выходить за рамки компетенции государственного органа. Объем полномочий определен в зависимости от статуса должности. Например, на государственной гражданской службе к категории «руководители» относятся должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий. В структуре государственного органа должности категории «руководители» имеют наибольший объем управленческих полномочий, позволяющих совершать действия, влекущие юридически значимые последствия.

Гражданские служащие, замещающие должности указанной категории: организуют работу возглавляемого государственного органа (структурного подразделения) и подчиненных гражданских служащих; имеют право совершать юридические властные действия в отношении подчиненных или подконтрольных им гражданских служащих; принимают решения в соответствии с компетенцией государственного органа (структурного подразделения); осуществляют подготовку и представление вышестоящему руководителю предложений по решению задач, поставленных перед государственным органом (структурным подразделением); осуществляют контроль за выполнением принятых решений; могут исполнять полномочия представителя нанимателя (например, в случае замещения должности руководителя федеральной службы или федерального агентства либо руководителя государственного органа субъекта РФ); и др.

Иная компетенция установлена для гражданских служащих, замещающих должности категории «помощники (советники)», к которым относятся должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. В перечень задач и функций таких гражданских служащих, как правило, входят: подготовка докладов, выступлений, различных информационно-аналитических материалов; сбор и обобщение справочной информации и подготовка проектов решений, приказов и иных нормативных актов; осуществление контроля за ходом выполнения решений; консультирование по определенным вопросам, которые входят в функциональную сферу; участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий; и др.

Конкретизированный перечень полномочий гражданского служащего, которые он обязан выполнять при замещении определенной должности, закрепляется в должностном регламенте. Должностной регламент является основным нормативным документом, определяющим содержание профессиональной служебной деятельности гражданского служащего при замещении им конкретной должности государственной гражданской службы.

Четвертым признаком должности государственной службы выступает ее организационно-правовая обособленность. Должность является самостоятельным первостепенным элементом системы государственной службы. В государственном органе должности служат «строительным» материалом для формирования его структуры, обеспечения управленческой субординации. Должности могут входить как в структурные подразделения государственного органа, так и быть самостоятельными (например, помощник федерального министра). При этом все должности включаются в специальный документ — штатное расписание государственного органа. Оно утверждается руководителем государственного органа в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий). Таким образом, должность государственной службы характеризует положение государственного служащего в служебной иерархии.

С должностью государственной службы тесно связано установление квалификационных требований для ее замещения, порядок назначения на нее, аттестации, присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и обязанности, решение других вопросов прохождения государственной службы.

Пятым признаком должности государственной службы является ее финансовая обеспеченность. Денежное содержание по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Для государственного служащего субъекта РФ при необходимости могут быть предусмотрены случаи получения денежного содержания за счет средств федерального бюджета. Средства, предусмотренные бюджетами, также расходуются на создание условий государственному служащему для выполнения должностных обязанностей (обеспечение рабочего места средствами связи, оргтехникой, транспортом, оплата коммунальных услуг и т. д.), а также для организации медицинского и иного обслуживания при прохождении им государственной службы.

Таким образом, должность государственной службы можно определить как структурообразующий, базовый элемент государственного органа, характеризующийся формальной определенностью, видовой принадлежностью, организационно-правовой обособленностью, финансовой обеспеченностью, обладающий частью компетенции государственного органа.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (27.04.2017)
Просмотров: 155 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%