В самом общем виде правовой статус государственного служащего — это урегулированное нормами права положение государственного служащего во время прохождения им государственной службы.
Правовой статус государственных служащих базируется на правовом (конституционном) статусе граждан России. Это означает, что правовое положение государственных служащих определяют Конституция РФ и федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.
Вместе с тем особый характер профессиональной деятельности предполагает наделение государственных служащих дополнительными обязанностями и правами, ограничениями и социально-правовыми гарантиями, тем самым формируя специальный статус данной категории граждан. Помимо особенностей профессиональной деятельности на необходимость установления для государственных служащих специального статуса указывает специфика общественных отношений, в которых они участвуют. Государственно-служебные отношения по своей природе являются публичными. Они возникают, изменяются или прекращаются на началах «власть — подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Одной из сторон этих отношений всегда выступает государство в лице представителя нанимателя — руководителя государственного органа или лица, замещающего государственную должность Российской Федерации (субъекта РФ), либо их представителей. Поэтому государственно-служебные отношения — разновидность административно-правовых отношений; они регулируются законодательством о государственной службе, содержащим административно-правовые нормы. Кроме того, нормы административного права регламентируют отношения государственных служащих с гражданами и организациями в процессе служебной деятельности. Все это позволяет сделать вывод о том, что специальный статус государственных служащих по своей природе является административно-правовым.
Законодательство о государственной службе содержит указание о том, что специальный статус государственных служащих конкретизируется применительно к видам государственной службы. В и. 4 ст. 10 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» говорится, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Так, принятием Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» зафиксированы особенности видового статуса гражданского служащего.
При этом необходимо отметить, что правовой статус гражданского служащего напрямую зависит от статуса замещаемой им государственной должности, с которой неразрывно связан определенный объем правомочий, обязанностей, установление ограничений, предоставление гарантий и т. и. В зависимости от функционального предназначения конкретной должности гражданской службы гражданский служащий имеет должностной статус, определяемый положениями должностного регламента.
И наконец, каждый гражданский служащий имеет индивидуальный статус, который представляет собой совокупность персонифицированных обязанностей, прав и социально-правовых гарантий, обусловленных личностными характеристиками гражданского служащего (пол, возраст, состояние здоровья, и т.п.) или особенностями его служебной деятельности (ненормированный рабочий день, особые условия службы и др.). В частности, гражданские служащие — женщины имеют право на отпуск по беременности и родам, гражданским служащим, имеющим ненормированный рабочий день, устанавливаются дополнительные гарантии в виде оплачиваемого дополнительного отпуска. В индивидуальном статусе гражданского служащего преломляются все иные виды статуса. Он подвижен, он меняется вместе с теми значимыми изменениями, которые происходят не только в служебной деятельности (например, повышение или понижение в должности, присвоение очередного классного чина и т. и.), но и в личной жизни гражданского служащего (к примеру, увеличение размера единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в случае рождения ребенка).
Таким образом, видами правового статуса гражданского служащего являются: 1) общий (или конституционный) статус гражданина Российской Федерации; 2) специальный статус гражданского служащего как разновидности государственного служащего; 3) видовой статус гражданского служащего, определяемый законодательством о государственной гражданской службе; 4) должностной статус гражданского служащего по замещаемой должности; 5) индивидуальный статус. Все эти виды статуса гражданского служащего тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга.
Правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством меры должного и возможного поведения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы.
Правовой статус гражданских служащих включает в себя диалектически сочетаемые пары юридических элементов: обязанности и права, ограничения (запреты) и социально-правовые гарантии (обеспечение), поощрения (награждения) и ответственность.
Юридическая обязанность гражданского служащего — это мера юридически необходимого поведения гражданского служащего во время замещения должности гражданской службы, установленная в обязывающих нормах права. Служебные обязанности гражданского служащего состоят в необходимости совершать в пределах предоставленной ему компетенции определенные действия по обеспечению исполнения полномочий государственного органа. За неисполнение установленных служебных обязанностей гражданские служащие несут юридическую, как правило, дисциплинарную, ответственность. Служебные обязанности подразделяются на основные (общие) обязанности, которые устанавливаются для всех гражданских служащих независимо от замещаемых ими должностей, и должностные (специальные) обязанности, соответствующие конкретной должности гражданской службы.
Основные обязанности гражданского служащего изложены в ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Любой гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их реализацию, исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций и т. д.
Основные обязанности федерального гражданского служащего могут быть установлены и иными федеральными законами, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных государственных органов, где он проходит службу.
Должностные обязанности федерального гражданского служащего закрепляются в его служебном контракте и должностном регламенте.
Основные обязанности гражданского служащего субъекта РФ, как правило, аналогичные перечисленным, указываются в региональном законе о государственной гражданской службе. При этом перечень обязанностей может быть расширен. Например, ст. 11 Закона г. Москвы от 26 января 2005 г. № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» содержит также обязанность гражданского служащего уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Кроме того, основные обязанности гражданского служащего субъекта РФ могут быть установлены иными законами и нормативными актами субъекта РФ, государственного органа, в котором он осуществляет служебную деятельность.
Должностные обязанности гражданского служащего субъекта РФ закрепляются в его служебном контракте и должностном регламенте.
Субъективное право гражданского служащего — это мера юридически возможного поведения, позволяющая гражданскому служащему качественно исполнять возложенные на него служебные обязанности. Сущность субъективного права гражданского служащего заключается в обеспеченных государством возможностях исполнения им обязанностей в процессе служебной деятельности. Эти возможности закреплены в законодательстве Российской Федерации о гражданской службе и реализуются представителем нанимателя или лицом, уполномоченным им.
Основные права гражданского служащего указаны в ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Гражданский служащий имеет право: 1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; и т. д.
Законами о государственной гражданской службе и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответствующим гражданским служащим могут быть предоставлены дополнительные права.
Возможность ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина предусмотрена ч. 3 ст. 55 Конституции РФ в целях защиты: основ конституционного строя; нравственности; здоровья; прав и законных интересов других лиц; обеспечения обороны страны и безопасности государства. Подобное ограничение применимо и к гражданским служащим. Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Поэтому, регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила (ограничения), но строго обусловленные мерами обеспечения баланса конституционно защищаемых ценностей и интересов.
Правовые ограничения (запреты) гражданского служащего — это правовое сдерживание возможного противоправного поведения гражданского служащего при осуществлении им служебной деятельности. По своей природе правовые ограничения относятся к охранительным правовым средствам (мерам защиты), т. е. представляют собой в первую очередь разновидность правового принуждения, обеспечивающего добросовестное выполнение гражданским служащим возложенных обязанностей и реализацию предоставленных ему прав.
Правовые ограничения (запреты) призваны обеспечить эффективную профессиональную деятельность гражданского служащего по исполнению полномочий государственных органов, независимость от интересов отдельных физических и юридических лиц, повысить антикоррупционный потенциал как отдельного гражданского служащего, так и гражданской службы в целом.
Перечни ограничений и запретов, связанных с гражданской службой, главным образом установлены соответственно ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Другие ограничения и запреты для гражданских служащих могут содержаться в иных федеральных законах (например, в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Подзаконные акты федеральных государственных органов, а также законы о государственной гражданской службе и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут устанавливать дополнительных ограничений и запретов для гражданских служащих.
В зависимости от различных этапов приобретения, реализации и прекращения статуса гражданского служащего можно выделить следующие группы ограничений (запретов) для гражданских служащих: ограничения (запреты), связанные с поступлением на гражданскую службу; ограничения (запреты), действующие во время прохождения гражданской службы; ограничения (запреты), сохраняющиеся после увольнения с гражданской службы.
Первая группа ограничений вводится уже при поступлении лица на службу и сохраняет свое действие и после того, как гражданин стал гражданским служащим. В соответствии со ст. 16 гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу, осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости, наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации, и т. д.
Во второй группе ограничения установлены в форме запретов на период прохождения гражданской службы (ст. 17). Гражданскому служащему запрещается: участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществлять предпринимательскую деятельность; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) и др.
Третью группу ограничений образуют запреты при увольнении гражданских служащих. Согласно ч. 3 ст. 17 гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Кроме того, гражданин, замещавший должность гражданской службы, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих работать по трудовому или гражданско-правовому договору в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего (ч. З1).
Для компенсации установленных законодательством ограничений и запретов для гражданских служащих, а также в целях обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены основные (ст. 52) и дополнительные гарантии (ст. 53).
Согласно ст. 52 гражданским служащим гарантируются: равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы; право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности; государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей, и др.
Дополнительные гарантии гражданским служащим могут предоставляться при определенных условиях (прежде всего при наличии денежных средств в соответствующем бюджете), предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ. Так, ст. 53 Закона к дополнительным государственным гарантиям гражданских служащих относит право:
на дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания; 2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъекта РФ; 3) замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа; 4) единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы; 5) иные государственные гарантии.
Статья 42 Закона г. Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» для гражданских служащих г. Москвы устанавливает следующие дополнительные гарантии: бесплатная или льготная санаторно-курортная путевка, предоставляемая к ежегодному оплачиваемому отпуску, и соответствующее возмещение за проезд к месту отдыха и обратно, а также льготная санаторно-курортная путевка членам семьи; компенсация за неиспользованную санаторно- курортную путевку; бесплатный отпуск при амбулаторном лечении всех лекарственных средств по рецептам врачей; единовременное денежное поощрение при достижении возраста 50 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы; единовременное денежное поощрение при достижении стажа гражданской службы 20 лет и далее через каждые пять лет в размерах, не превышающих двухмесячного денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы, при условии наличия не менее пяти лет стажа гражданской службы в государственных органах и органах местного самоуправления; и др.
Поощрения (награждения) гражданского служащего являются важным элементом статуса гражданских служащих, поскольку свидетельствуют об официальном признании результатов их профессиональной служебной деятельности, тем самым повышая их авторитет и самооценку. Согласно ст. 55 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основными критериями для принятия решения о поощрении или награждении являются безупречность и эффективность гражданской службы. В Законе применен принцип сочетания поощрительно-наградных мер морального и материального характера. Наряду с поощрениями морального характера, такими как объявление благодарности, награждение почетной грамотой, к гражданским служащим одновременно применяются и материальные стимулы в форме единовременных выплат в денежном выражении.
В зависимости от субъекта, наделенного правом поощрения (награждения), поощрения можно разделить на три группы. Первую группу, решение о применении которых принимает представитель нанимателя, составляют: объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; иные виды поощрения и награждения государственного органа; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет.
Перечень поощрений и награждений, решения о которых принимаются представителем нанимателя, является открытым. Государственные органы вправе нормативными правовыми актами устанавливать ведомственные поощрения и награды для стимулирования профессиональной деятельности гражданских служащих. Например, приказом Россельхознадзора от 27 февраля 2014 г. № 77 учрежден нагрудный знак «Почетный работник Россельхознадзора».
Вторая группа — это поощрения Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 31 января 2009 г. № 73 «О Почетной грамоте Правительства Российской Федерации и благодарности Правительства Российской Федерации» установлены такие формы поощрения Правительства РФ, как награждение почетной грамотой Правительства РФ и объявление благодарности Правительства РФ. Представления о награждении гражданских служащих грамотой и об объявлении им благодарности вносятся в Правительство РФ руководителями федеральных государственных органов или высшими должностными лицами субъектов РФ. О награждении грамотой или об объявлении благодарности издается распоряжение Правительства РФ. Лицам, награжденным почетной грамотой, вручается нагрудный знак. Кроме того, для награждения гражданских служащих, прослуживших не менее
лет, предусмотрена правительственная награда — медаль П. А. Столыпина двух степеней, учрежденная постановлением Правительства РФ от 26 мая 2008 г. № 388.
В третью группу входят поощрения и награды, решение о применении которых принимает Президент РФ. К ним относятся: поощрение Президента РФ; присвоение почетных званий Российской Федерации; награждение знаками отличия Российской Федерации; награждение орденами и медалями России. Указом Президента РФ от
апреля 2008 г. № 487 «О Почетной грамоте Президента Российской Федерации и благодарности Президента Российской Федерации» установлены такие формы поощрения, как награждение Почетной грамотой Президента РФ и объявление благодарности Президента РФ.
О награждении гражданских служащих Почетной грамотой и об объявлении им благодарности Президент РФ издает распоряжение на основании представлений руководителей федеральных государственных органов, высших должностных лиц субъектов РФ, руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Звания Героя Российской Федерации и Героя труда Российской Федерации, ордена, знаки отличия, медали, почетные звания Российской Федерации Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» отнесены к государственным наградам Российской Федерации и представляют собой высшую форму поощрения граждан. Согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации, утвержденному данным Указом, при применении этих поощрений представитель нанимателя лишь выступает с инициативой награждения гражданского служащего. Решение о награждении принимается Президентом РФ на основании внесенного ему представления и предложения Комиссии при Президенте РФ по государственным наградам.
При награждении гражданских служащих государственными наградами Российской Федерации, при поощрении Президентом РФ и Правительством РФ выплачивается единовременное поощрение в порядке и на условиях, установленных Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу».
Наиболее распространенным видом ответственности в сфере государственно-служебных отношений выступает дисциплинарная ответственность, которая, как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений. Субъектами этих отношений, с одной стороны, является гражданский служащий, с другой — представитель нанимателя. Публично-правовой характер таких отношений позволяет представить дисциплинарную ответственность гражданских служащих как самостоятельный вид юридической ответственности. Ее особенности проявляются: в наличии единой нормативной основы — Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; собственных оснований — дисциплинарного проступка или факта несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; специального субъекта — гражданского служащего; особых санкций — дисциплинарных взысканий; особенного порядка их реализации субъектом дисциплинарной власти (представителем нанимателя); специфических последствий — официальной отрицательной оценкой поведения гражданского служащего, в исключительных случаях сопровождающейся ограничением его прав.
Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм государственного принуждения — принуждение, применяемое представителем нанимателя к гражданскому служащему, совершившему нарушение должностных обязанностей, и влекущее неблагоприятные для него последствия. Основаниями дисциплинарной ответственности являются: 1) совершение дисциплинарного проступка, который, как указано в ч. 1 ст. 57 Закона, проявляется в неисполнении или ненадлежащем исполнении гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей; 2) несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
За совершение дисциплинарного проступка к гражданскому служащему могут быть применены четыре вида дисциплинарных санкций: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с гражданской службы по негативным основаниям.
К таким основаниям Закон относит: неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание (и. 2 ч. 1 ст. 37); однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей (и. 3 ч. 1 ст. 37), например в виде прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня) или появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа (и. 5 ч. 1 ст. 37); однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации (и. 6 ч. 1 ст. 37).
В соответствии со ст. 591 Закона за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
Кроме того, согласно ст. 592 Закона гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: 1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; 2) непредставления сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений; 3) участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; 4) осуществления предпринимательской деятельности; 5) вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; 6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Указанные в Законе перечни дисциплинарных взысканий являются исчерпывающими. Это означает, что сами федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ, в которых проходят службу гражданские служащие, не вправе устанавливать иные виды взысканий.
Помимо дисциплинарной ответственности на гражданских служащих распространяются и иные виды юридической ответственности. В частности, гражданские служащие, выступающие субъектами административных правонарушений в качестве должностных лиц, подлежат административной ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Все гражданские служащие являются специальными субъектами административной ответственности только в случаях, прямо указанных в КоАП РФ (например, ст. 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума»).
Гражданские служащие — должностные лица являются субъектами должностных преступлений, перечисленных в гл. 30 УК РФ. Гражданские служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по отдельным статьям данной главы (ст. 288 «Присвоение полномочий должностного лица», ст. 292 «Служебный подлог», ст. 2921 «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации»),
|