Коммерческие организации создаются в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Коммерческие организации, будучи, прежде всего, объектами регулирования частноправовых отраслей права, тем не менее активно участвуют в самых разнообразных административно-правовых отношениях.
На коммерческие организации распространяется общий административно-правовой режим, который определяет содержание их административно-правового статуса.
Во-первых, законодатель исходит из необходимости минимального количества прямых распорядительных функций государственного управления в отношении коммерческих организаций, преимущественного использования методов регулирующего воздействия.
Во-вторых, административное вмешательство государства в том или ином виде возможно, как правило, в форме контрольной деятельности органов исполнительной власти за соблюдением коммерческими организациями законодательных требований и своего устава.
В-третьих, коммерческие организации, независимо от форм собственности и подчиненности, должны соблюдать общие обязанности юридических лиц по уплате налогов и платежей, ведению бухгалтерского учета, предоставлению информации в органы государственной статистики, негосударственные фонды обязательного страхования, органы исполнительной власти по их запросам, соблюдать правила пожарной безопасности, правила документооборота и архивного дела, законодательство о защите персональных данных, гражданской обороне, безопасности труда, санитарные, экологические и другие правила и требования, установленные законом.
Органы исполнительной власти наделены правом установления правил той или иной деятельности, контроля за их соблюдением коммерческими организациями, применения к ним мер стимулирования и принуждения.
Таким образом, административно-правовое положение коммерческих организаций определяет комплекс норм, с помощью которых регулируются вопросы учреждения, государственной регистрации, ликвидации коммерческих организаций, порядок осуществления ими экономической и сопутствующей деятельности, порядок внутреннего управления, их участие в разнообразных разрешительных, лицензионных, аккредитационных, иных правонаделительных (легализующих) отношениях, а также в административных контрольных (надзорных) и юрисдикционных отношениях.
Существенные особенности имеет административно-правовой статус коммерческих организаций государственного сектора экономики. Объем административно-правового регулирования этой группы субъектов значительнее, чем остальных.
Создаются коммерческие организации путем принятия учредительных документов и государственной регистрации. В решении об учреждении юридического лица указываются сведения об утверждении его устава, порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов.
Коммерческая организация подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Устав коммерческой организации является основным локальным актом, которому должны соответствовать все другие издаваемые организацией акты. Устав содержит сведения о наименовании коммерческой организации, месте ее нахождения, порядке управления ее деятельностью.
Администрация коммерческой организации действует от имени юридического лица без доверенности, представляет его интересы, распоряжается имуществом организации в порядке, установленном учредителем, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банке расчетный и другие счета коммерческой организации, издает приказы и дает указания по вопросам оперативного управления.
Коммерческие организации по общему правилу осуществляют любые виды деятельности, не запрещенные законом. Некоторые коммерческие организации, например унитарные предприятия, наделены специальной правоспособностью, должны четко определить предмет и цели своей деятельности в уставе.
В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения — лицензии, выданной лицензирующим органом, либо на основании свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией, а также по факту членства в саморегулируемой организации.
Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с отдельными видами деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Лицензирование в иных целях не допускается.
В отношении коммерческих организаций могут проводиться плановые и внеплановые проверки их деятельности органами государственного контроля (надзора). Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Коммерческие организации, за исключением казенного предприятия, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Как уже отмечалось, коммерческие организации создаются в различных организационно-правовых формах, которые закреплены в законодательстве.
Хозяйственные товарищества и общества. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные товарищества создаются в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования, от имени которых выступают государственные органы и органы местного самоуправления.
Хозяйственные общества могут создаваться в организационноправовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью определяется Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Создание и деятельность акционерного общества регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств определяется Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, предусматривающей их личное участие и объединение имущественных вкладов. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по его обязательствам субсидиарную ответственность.
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, при их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Особенности правового статуса производственного кооператива закреплены в Федеральном законе от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах».
Унитарные предприятия отличаются особым правовым положением в качестве субъектов административного права. Унитарные предприятия могут быть только государственными или муниципальными коммерческими организациями. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.Правовое положение унитарных предприятий определяется в соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Создаются и действуют два типа унитарных предприятий: 1) основанное на праве хозяйственного ведения — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие; 2) основанное на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.
Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Федеральное казенное предприятие, например, учреждается решением Правительства РФ.
Оснований для принятия решения о создании унитарного предприятия может быть несколько: необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена; потребность в определенной деятельности для решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам); целесообразность разработки и изготовления отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации, и др.
Казенное предприятие может быть создано примерно по тем же основаниям. Кроме того, оно создается, если значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ либо муниципальных нужд или если существует необходимость в отдельных дотируемых видах деятельности и ведении убыточных производств.
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях его деятельности.
Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия, назначается собственником имущества унитарного предприятия и ему подотчетен.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием работников, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Порядок заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий утвержден постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. № 234. Руководители унитарных предприятий должны ежеквартально отчитываться по результатам работы путем размещения отчета и других документов на межведомственном портале по управлению государственной собственностью в сети Интернет. Одновременно с годовым отчетом руководитель представляет доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (постановление Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ»).
Административно-правовое положение унитарного предприятия характеризуется комплексом прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с учредителем (собственником). Соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, выступающий от лица учредителя (собственника):
определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности;
утверждает устав, вносит в него изменения; назначает на должность руководителя унитарного предприятия; утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение; принимает решения о проведении аудиторских проверок. Собственник имущества казенного предприятия помимо указанных правомочий доводит до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; утверждает смету доходов и расходов казенного предприятия.
|