Среда, 27.11.2024, 18:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Общественные объединения: понятие, виды, особенности административно-правового положения

Общественные объединения граждан выступают как организационно обособленные институты гражданского общества, обеспечивающие удовлетворение потребностей, как правило, в духовной сфере. Они занимаются некоммерческой деятельностью, не имеющей целью извлечение прибыли.

Деятельность объединений по своему характеру является публичной, но она не связана с реализацией внешних властных полномочий.

Право граждан на объединение непосредственно закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлен механизм реализации конституционной нормы, предусматривающей право на объединение.

Право на создание общественных объединений предусматривает: добровольность их формирования; создание без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления; требование соблюдения норм устава; нацеленность на реализацию прав и законных интересов граждан (специальная правоспособность).

Учредителями общественного объединения могут быть как физические, так и юридические лица в количестве не менее трех.

Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности, открытости, свободы в определении внутренней структуры, целей, форм и методов работы.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе.

Общественные объединения согласно Закону «Об общественных объединениях» могут быть созданы в следующих формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Часть организационно-правовых форм общественных объединений (общественные организации, общественные движения, органы общественной самодеятельности, политические партии) относится к некоммерческим корпоративным организациям. Другая часть (общественные фонды и общественные учреждения) — к некоммерческим унитарным организациям.

После внесения изменений в ГК РФ с 2014 г. центральное место среди корпоративных организационно-правовых форм общественных объединений занимает общественная организация.

Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, совершенные в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. Общественная организация является собственником своего имущества.

Законодательство относит общественные организации к некоммерческим организациям, характеризующимся персонифицированным членством либо личным участием. Членство носит неотчуждаемый характер, а реализация прав участника (члена) общественной организации не может быть передана другому лицу.

Общественные организации создаются по решению учредителей, принятому на общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т. и. Одновременно утверждается устав общественной организации, образуются органы управления. Учредители (участники) приобретают право членства в общественной организации.

Высшим органом общественной организации является общее собрание ее участников. В общественных организациях с числом участников более 100 высшим органом могут быть съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом.

Кисключительной компетенции высшего органа относится определение приоритетных направлений деятельности; утверждение и изменение устава; определение порядка приема и исключения из общественной организации; образование других органов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности; размер и порядок уплаты членских и иных имущественных взносов.

Постоянно действующим коллегиальным исполнительным (руководящим) органом общественной организации является выборный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Наименование такого органа (совет, правление, президиум и т. и.) определяется в уставе.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые его участниками.

Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов. Он представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого — формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе распоряжаться им в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управляют общественным учреждением и его имуществом лица, назначенные учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но он не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого — совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, интересы которых связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

Политическая партия — это общественное объединение, созданное для вовлечения граждан Российской Федерации в политическую жизнь общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах. Партии представляют интересы граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Порядок создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации политических партий регулируется Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». Политические партии как вид общественных объединений должны отвечать следующим требованиям:

иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

в политической партии должно состоять не менее 500 членов;

руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации;

для политических партий и их отделений предусмотрена обязательная процедура государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах всех уровней, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления поддерживают все политические партии на равных условиях, в том числе путем предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, аналогично их предоставлению государственным и муниципальным учреждениям.

Общественные объединения по территориальному критерию подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

Общероссийское общественное объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения — организации, отделения или филиалы и представительства. Межрегиональное действует на территориях менее половины субъектов РФ. Региональные и местные общественные объединения создаются и действуют в границах соответствующих территориальных образований.

Административно-правовой статус общественных объединений в первую очередь определен общими нормативными предписаниями, предназначенными для всех общественных объединений. В частности, такими общими нормами закреплены: порядок создания и государственной регистрации общественных объединений; порядок осуществления ими деятельности, в том числе права и обязанности в сфере взаимодействия с органами исполнительной власти и иными субъектами, наделенными публичными полномочиями в процессе государственного управления, а также в сфере оказания государственных услуг; правовые гарантии, меры поддержки общественных объединений; запреты; порядок государственного административного надзора за их деятельностью; меры государственного принуждения.

Общественное объединение считается созданным с момента принятия решения о его создании, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов на съезде (конференции) или общем собрании. С этого момента оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации. Факт государственной регистрации существенным образом влияет на административно-правовой статус общественных объединений. Общественная организация, общественное движение, орган общественной самодеятельности, общественное учреждение и общественный фонд могут действовать и без государственной регистрации. Исключение составляет политическая партия как разновидность общественного объединения.

Устав общественного объединения должен предусматривать: наименование, цели, организационно-правовую форму, структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (для объединения, предусматривающего членство).

Также в уставе должны быть положения о компетенции и порядке формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, порядок реорганизации и (или) ликвидации и другие обязательные положения.

Устав общественного объединения и другие необходимые для государственной регистрации документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений, — в Министерство юстиции РФ и его территориальные органы.

Порядок деятельности общественных объединений определяется как общими требованиями к ним, так и особенностями отдельных их видов.

 

Согласно общему правилу не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ.

Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Не являющееся юридическим лицом общественное объединение имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, местного самоуправления и общественных объединениях;

выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществлять иные полномочия.

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет помимо названных правовых возможностей дополнительный объем прав. Оно может:

участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;

учреждать средства массовой информации и заниматься издательской деятельностью;

 

участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Реализация указанных прав общественными объединениями, созданными иностранными гражданами и лицами без гражданства либо с их участием, может быть ограничена федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Общественное объединение — это, прежде всего, некоммерческая организация. Вместе с тем оно наделено правом осуществлять предпринимательскую деятельность, но только если она служит достижению уставных целей его создания и соответствует этим целям.

Правовое положение общественных объединений в качестве субъектов административного права определяется не только кругом их прав, но и возложением на них обязанностей.

Общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, свой устав и соответствовать требованиям иных учредительных документов.

Кроме того, на общественные объединения возложены обязанности по ежегодному опубликованию отчета об использовании своего имущества или обеспечению доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодному информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности, представлению по запросу этого органа решений руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовых и квартальных отчетов.

Общественные объединения должны информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Государство поддерживает деятельность общественных объединений, устанавливает для некоторых дополнительные гарантии их деятельности, определяет механизмы взаимодействия с ними, привлекает общественные объединения к выполнению государственно значимых функций, наделяя их правами в сфере государственного управления, как следует, например, из Закона Московской области от 15 июля 2011 г. № 126/2011-03 «О государственной поддержке общественных объединений добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных в Московской области».

На основании Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля.

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» государственная поддержка может оказываться зарегистрированным общероссийским, международным молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившимся на основе общности интересов; общероссийским, международным детским объединениям граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетним гражданам, объединившимся для совместной деятельности.

Молодежные и детские объединения имеют право готовить доклады Президенту РФ и Правительству РФ о положении детей и молодежи, а также вносить предложения по реализации государственной молодежной политики. Их представители могут участвовать в заседаниях федеральных органов исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и молодежи.

Меры государственной поддержки молодежных и детских объединений предусматриваются в разделах (подпрограммах) федеральных программ в области государственной молодежной политики и защиты детства. Решение о государственной поддержке проектов (программ) молодежных и детских объединений принимается федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики по результатам конкурса указанных проектов (программ).

Самостоятельное правовое положение профессиональных союзов установлено Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав.

Профсоюзы формируются по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Существуют общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на базе коллективных договоров и соглашений.

В соответствии с предоставленными им правами профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, коллективные права и интересы работников.

Законодательно установлено право профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением. Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, имеют право на контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, а также право требовать устранения выявленных нарушений.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства.

Проекты законодательных актов, нормативных правовых актов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Профсоюзы вправе участвовать в разработке государственных программ занятости, контролировать соблюдение законодательства в области занятости.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (27.04.2017)
Просмотров: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%