Форма — способ осуществления содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Таким образом проявляется единство формы и содержания.
Реализация власти государством происходит посредством разнообразных и многочисленных действий, имеющих определенную направленность, выражающих содержание власти и совершающихся уполномоченными субъектами — государственными органами в разнообразных формах.
Государственное управление, в процессе которого реализуется исполнительная власть, является примером деятельности, связанной с осуществлением компетенции органов исполнительной власти, их должностных лиц, поскольку управленческие действия позволяют распространить компетенцию как в отношении других субъектов, так и для внутренней своей организации.
Несоблюдение нормы может повлечь ничтожность действия органа или, во всяком случае, непредсказуемые последствия такого действия. Следовательно, в государственно-управленческой деятельности должны использоваться нормативно установленные формы. Причем это касается как государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, так и управленческой деятельности органов других ветвей власти.
Под формой государственного управления обычно понимается выражение содержания управления, реализуемого в конкретных видах исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов и должностных лиц, осуществляемой в рамках их компетенции и вызывающей определенные последствия. Эти последствия могут быть связаны с возникновением, изменением и прекращением административно-правовых отношений (органов государственной власти с их нижестоящими органами, с общественными объединениями, с гражданами и т. д.).
Ввиду того, что форма связана с содержанием и является ее выражением, применительно к исполнительной власти она — способ выражения ее государственно-правового содержания, со всеми качествами и особенностями, характеристиками и спецификой.
Функционирование органов исполнительной власти и их должностных лиц предполагает совершение множества действий для реализации закрепленной за ними компетенции в целях решения управленческих задач и выполнения присущих им функций. Поскольку указанные действия различны, различны и варианты их внешнего выражения. Разнообразие действий и форм их выражения делает исполнительную власть постоянно и непрерывно работающей, гибкой и оптимально реализующей свое предназначение.
Подобное функционирование происходит в процессе непосредственного упорядочивающего воздействия субъекта власти на объект. Но есть действия, которые носят предварительный или подготовительный характер и непосредственно упорядочивающими не являются (например, подготовка проектов управленческих решений, сбор информации и т. д.). Такие действия могут напрямую не вызывать последствий юридического характера, но выраженные внешне, они имеют возможность распространяться на отношения, выходящие за аппаратные рамки.
Необходимо, однако, отметить, что и в первом и во втором случаях указанные действия, несмотря на различное назначение, получают соответствующее внешнее выражение.
Если действие по государственному управлению вызывает последствия юридического характера или имеет юридическое значение, его можно отнести к административно-правовой форме.
Суммируя вышеизложенное, можно выделить основные признаки понятия «административно-правовая форма государственного управления»: это внешний официальный способ выражения действий органа исполнительной власти или должностного лица такого органа для реализации их компетенции, вызывающий определенные юридически значимые последствия.
|