Единство понятия формы осуществления государственного управления не исключает необходимости классификации этих форм. Она может проводиться по различным основаниям.
В административно-правовой литературе, как правило, формы государственного управления классифицируют на правовые и неправовые в зависимости от характера вызываемых ими последствий.
Под правовыми понимаются такие формы государственного управления, которые влекут за собой юридически значимые последствия. Это — издание нормативных и ненормативных правовых актов, заключение административных договоров и соглашений, совершение других юридически значимых действий. При таких способах выражения государственного управления возможно наступление правовых последствий для субъектов, в отношении которых эта деятельность осуществляется. Прямыми правовыми последствиями может являться приобретение субъектом статуса, привлечение его к ответственности, приобретение им прав и обязанностей.
Указанные формы реализуют исполнительную власть, так как связаны с исполнением юридически властных полномочий субъектов — органов исполнительной власти и их должностных лиц. В первую очередь здесь следует иметь в виду принятие нормативных и индивидуальных правовых актов. Однако к указанным формам можно отнести и действия иного юридического характера, например регистрацию документов, выдачу лицензий, когда четко проявляется юридическое волеизъявление субъекта; такие действия совершаются, как правило, на основе уже изданных юридических актов.
Сами административно-правовые формы государственного управления также можно классифицировать.
По содержанию можно выделить правотворческие (принятие подзаконных актов органами исполнительной власти и их должностными лицами) и правоприменительные (издание индивидуальных актов, выдача разрешений и т. д.) административно-правовые формы. Последние, в свою очередь, можно классифицировать на регулятивные (например, при управлении процессами в экономической сфере) и правоохранительные (могут применяться, например, при разрешении споров в сфере управления). Выделяются административно-правовые формы по направленности — воздействующие на внешние управленческие отношения (с другими органами) и на внутренние (со структурными подразделениями своих органов). По юридическому содержанию — предписывающие, разрешающие, запрещающие.
От правовых форм следует отличать неправовые. К ним можно отнести действия организационно-распорядительного (проведение совещаний и инструктажей, составление отчетов, организация приема граждан и т. д.) и материально-технического характера (организация обеспечения управленческих процессов техническими средствами, финансами, имуществом и т. д.). Природа таких действий иная: они не вызывают юридически значимых последствий.
В то же время все формы, как правовые, так и неправовые, можно классифицировать в зависимости от вида правоотношений, в которых они реализуются, на процессуальные (задержание и доставление правонарушителей) и материальные (проверка документов, применение спецсредств).
В зависимости от формы — оформленные документально-письменные и не требующие документального оформления — устные.
Возможна классификация форм по целому ряду иных признаков:
по объему — общеобязательные или имеющие конкретные объекты;
адресату — адресуемые всей системе управления или ее части;
достигаемым результатам — позитивное регулирование или устранение негативных явлений в управлении и т. д.
|