Правовые акты, являясь основной формой государственного управления, обладают рядом характерных черт, определяющих нормативные основания, содержание, объемы и порядок реализации государственного управления. Совокупность указанных черт позволяет сформулировать понятие административно-правового акта. Однако единого названия административно-правовых актов не существует: они именуются актами государственной администрации, правовыми актами управления, административными актами и т. д.
Обобщая имеющиеся в науке административного права точки зрения, можно выделить следующие наиболее значимые признаки, присущие актам управления:
подзаконность акта предполагает, что акт управления принимается на основании действующих норм законов, должен им соответствовать и не должен противоречить их требованиям. В административно-правовой науке встречается широкое толкование такого соответствия, а значит, и подзаконности. Рассматриваемые акты должны соответствовать не только закону, но и актам Президента РФ, Правительства РФ, актам, принятым другими вышестоящими органами (при условии их соответствия закону);
властный, волевой характер акта предполагает, что в нем проявляется властная природа государственного управления. В качестве акта не может рассматриваться официальный документ, не содержащий в себе властного волевого решения. Документы несут определенную информацию, фиксируют юридические факты. Это — справки, докладные записки и рапорты, акты проверок и экспертиз, протоколы и т. д. Однако документы в отличие от актов не содержат властных правовых решений в отношении каких-либо субъектов.
От служебных документов правовые акты управления отличаются тем, что они имеют правовой характер, содержащиеся в них нормы могут служить основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений. Однако служебный документ, в свою очередь, может стать основанием для издания правовых актов управления;
правовой характер актов — их способность вызывать определенные юридические последствия. Эти последствия выражаются в установлении правил должного поведения (норм) для конкретного или неопределенного круга субъектов в сфере государственного управления;
императивность (авторитарность) акта связана с государственновластными полномочиями принимающих его субъектов государственного управления и выражается в обязательности его исполнения независимо от согласия исполнителя и подчиненности субъекта;
полномочность предполагает издание акта только в пределах компетенции субъекта, определенной действующими нормами.
Возможность быть юридической основой для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, служить юридическим фактом, порождающим юридические последствия, — неотъемлемая черта рассматриваемых актов.
Административно-правовые акты имеют четко определенный порядок принятия (процедуру). Официально установлены процедуры подготовки проекта акта, его обсуждения, проведения экспертиз, утверждения, регистрации акта и т. д.
Акт может быть выражен в виде письменного юридического документа или, реже, устно (указания руководителя, приказы при осуществлении военного управления и т. д.).
Акты нужно отличать от управленческих действий. Такое действие также может представлять волевой акт поведения субъекта управления. Однако действия в основном не влекут предусмотренных нормами материального права прав и обязанностей для субъектов, в отношении которых они совершаются. У последних могут появиться лишь определенные процессуальные права и обязанности (составление протокола влечет возникновение у лица, в отношении которого он составлен, процессуальных прав, предусмотренных нормами КоАП РФ). Акты всегда влекут юридические последствия для лиц, на которых они распространяются (это происходит и в том случае, когда акт выражен устно).
Управленческие действия чаще всего не предусматривают официального документального оформления, а акты практически всегда требуют официально-документальной формы (запись, установленный знак или символ).
Несоблюдение юридически властных предписаний, содержащихся в акте управления, вызывает особое юридическое последствие для виновной стороны — наступление административной или дисциплинарной ответственности.
Правовые акты управления пространственно не ограничиваются сферой государственного управления. С их помощью могут регламентироваться отдельные стороны общественных отношений, составляющих предмет не только административного, но и других отраслей права (финансового, природоохранительного, земельного, трудового ит. д.).
В правовых актах управления конкретизируются и детализируются правовые нормы, содержащиеся в актах законодательных (представительных) органов государственной власти.
Таким образом, правовой акт управления — это подзаконное, юридически властное одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления (органа, должностного лица), осуществляемое в пределах его компетенции, в соответствии с принятым порядком, заключенное в установленную форму и направленное на урегулирование общественных отношений в целях реализации исполнительной власти.
|