Важнейшим признаком классификации правовых актов управления является их юридическое содержание, юридические свойства. В зависимости от этого признака акты подразделяются на нормативные и индивидуальные, которые, в свою очередь, классифицируются на виды по различным основаниям.
Нормативные административно-правовые акты — важнейшие источники административного права. В них содержатся нормы права, регулирующие общественные управленческие отношения, не имеющие персонифицированного характера, рассчитанные на длительный срок действия. Такие акты устанавливают общеобязательные правила поведения в конкретной сфере (например, правила пользования транспортом, санитарно-гигиенические правила). Причем они могут
содержать не только нормы административного права, но и нормы других отраслей (финансового, экологического, жилищного и др.) Так, в Правилах оказания услуг почтовой связи кроме норм административного права содержатся нормы гражданского права.
Нормативные правовые акты могут приниматься (издаваться) только теми органами и должностными лицами, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации или субъектов РФ, и только по вопросам, отнесенным к их ведению.
Такие акты принимаются только в установленной форме и с соблюдением установленной процедуры (подготовки, издания, опубликования, введения в действие).
В случае нарушения названных требований данные акты не вступают в законную силу и не порождают юридических последствий.
Многочисленными являются признаки, на основании которых классифицируются нормативные правовые акты.
В зависимости от своего нормативного содержания они подразделяются: а) на содержащие только нормы административного права;
б) содержащие нормы как административного, так и других отраслей права.
По органам, их издающим, такие акты делятся на издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ.
По количеству издающих субъектов акты могут подразделяться на издаваемые (принимаемые): а) одним органом (лицом) по вопросам, отнесенным к его ведению; б) двумя и более органами (лицами) по вопросам, требующим совместного правового регулирования.
По охвату территории выделяют акты, действующие: на территории всей Российской Федерации; на территории субъекта РФ; в пределах границ административно-территориальной единицы.
В зависимости от документально установленной формы административно-правовые акты могут быть следующих видов:
указы — принимаются только Президентом РФ, главами исполнительной власти субъектов РФ;
постановления — принимаются Правительством РФ, правительствами субъектов РФ;
приказы — издаются руководителями органов исполнительной власти;
положения — утверждаются постановлениями Правительства РФ, приказами федеральных министров;
уставы — утверждаются приказами федеральных министров; инструкции — утверждаются руководителями различного ранга федеральных органов исполнительной власти и т. д.
От четкого и неуклонного соблюдения требований, предъявляемых к нормативным правовым актам, зависит процесс подзаконного нормотворчества.
Несмотря на вторичность такого процесса, его роль важна, как важна и роль самих нормативных правовых актов. С их помощью решаются наиболее важные управленческие проблемы. Такие акты обеспечивают механизм реализации конституционного статуса субъектов (граждан, органов, общественных объединений и т. д.); они конкретизируют содержащиеся в законодательных актах нормы; определяют правила поведения в сфере государственного управления и основы взаимодействия отдельных частей государственного исполнительного аппарата; возлагают обязанности и предоставляют права субъектам управления; способствуют поддержанию должного уровня порядка и дисциплины в государственном управлении.
К административно-правовым актам предъявляются следующие требования:
правовой акт должен издаваться в соответствии с законом полномочным органом в пределах его компетенции;
правовые акты Правительства РФ издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ;
правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение федерального законодательства, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ;
учитывая иерархичность системы органов исполнительной власти, правовые акты издаются по инициативе указанных органов с учетом актов, принятых вышестоящими органами;
правовые акты должны основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Несоблюдение требований, предъявляемых к актам, часто влечет их недействительность (ничтожность, оспоримость). Акт может быть опротестован или обжалован в установленном нормативном законодательством или административно-правовыми нормами порядке.
В отличие от нормативных индивидуальные акты имеют правоисполнительный характер. Они представляют собой одностороннее властное волевое решение органа или должностного лица, выраженное в установленной административно-правовыми нормами официальной форме, принимаемое в отношении конкретного субъекта, с целью установления (изменения, прекращения, подтверждения) его прав, обязанностей, мер поощрения и принуждения.
Индивидуальный административно-правовой акт является решением, не содержащим норм административного или других отраслей права; но при этом такой акт — основание для возникновения, изменения, прекращения определенных правоотношений с участием лиц и органов, по поводу которых такие решения принимаются.
Помимо оперативного решения вопросов управления индивидуальные акты обеспечивают юрисдикционную (правоохранительную) функцию исполнительной власти. При помощи индивидуальных актов могут реализовываться нормы и других (кроме административного) отраслей права.
Индивидуальный акт должен соответствовать нормативным правовым актам и основываться на содержащихся в них нормах, устанавливающих разрешения, запреты, дозволения, которые непосредственно применяются к конкретным лицам.
Критерии разграничения индивидуальных административно-правовых актов различны.
По пространственным пределам действия такие акты подразделяются:
на акты, действующие в отдельных органах или подразделениях и распространяющиеся только на их работников (например, приказ о применении дисциплинарной ответственности);
акты, действие которых выходит за пределы органа или подразделения (постановление о применении административной ответственности).
В зависимости от способа властного воздействия различаются акты:
правоустанавливающие (приказ о назначении на должность государственной службы);
обязывающие (решение о призыве гражданина на военную службу);
удостоверяющие (решение об аттестации лица);
поощрительные (приказ о поощрении государственного служащего) и т. д.
По способу охраны правового акта от посягательств выделяются акты, охраняемые мерами административной или дисциплинарной ответственности.
По характеру административно-властного воздействия на лиц (физических или юридических) такие акты подразделяются:
на акты-предписания (содержат властные требования об исполнении обязанностей, например, о перечислении должником денежных средств);
акты-запреты (властные требования о прекращении нарушений установленных правил);
акты, устанавливающие ограничения (на совершения каких-либо действий);
акты-предупреждения (например, предостережение о недопустимости нарушения действующих норм);
акты-санкции (например, постановление о назначении административного наказания) и т. д.
По форме индивидуальные акты можно подразделить на письменные, устные и конклюдентные.
В зависимости от принимающих органов можно выделить акты коллегиальных органов и акты органов, действующих на основе единоначалия.
|