Методы управления широко применяются в различных сферах государственной и общественной жизни. Словарь русского языка В. Даля в понятие метода вкладывает «способ, порядок, основания, принятый путь для хода, достижения чего-либо в виде общих правил». Юристы, говоря о методе, чаще всего имеют в виду способ, порядок осуществления государственной деятельности, в том числе и в той ветви власти, которая называется исполнительной. При этом нужно помнить и об «основании», под которым, когда мы говорим об исполнительной власти, подразумеваются, во-первых, правовые основы деятельности, т. е. законодательные и другие нормативные акты, на базе которых эта деятельность осуществляется, и, во-вторых, права и обязанности органов самой этой ветви власти.
Что касается «принятого пути», то здесь нужно сказать прежде всего о той новой формации, в которой приходится действовать органам исполнительной власти. Это прежде всего рыночная экономика. При этом защита прав и свобод граждан должна выходить на первое место как одно из непременных требований построения правового государства.
управления в сфере исполнительной власти — это способы осуществления задач и функций, стоящих перед органами исполнительной власти и связанных с практической реализацией этих задач и функций. Это методы управления в широком их понимании.
Но, как известно, методы управления иногда можно понимать в узком смысле, в статике, как способ организации деятельности в самом аппарате управления: методы организации работы, четкое функциональное закрепление ролей сотрудников, наличие должностных инструкций, графиков и планов работы, определение порядка подготовки и прохождения документов и т. д.
Методы управления могут обусловливаться той конкретной обстановкой, которая характеризует стиль работы субъекта управления: либо руководитель жестко опекает каждого сотрудника, контролирует все его действия, применяя методы авторитаризма, либо позволяет сотрудникам творчески подходить к выполнению своих обязанностей и отвечать только за конечный результат. При этом руководитель исходит из принципа «не мешать подчиненным работать».
На выбор методов управления может оказывать влияние целый ряд факторов. Прежде всего это особенности федеративного устройства нашего государства, распределение полномочий между федеральным центром и субъектами.
С учетом этого фактора выбор средств воздействия будет различным. В одних случаях обеспечиваются общефедеральные интересы, в других превалируют интересы субъектов Федерации. В первом случае будет доминировать метод прямого воздействия через федеральные органы исполнительной власти, в других — там, где главенствующая роль принадлежит субъектам (ст. 73 Конституции РФ), возможен договор, либо метод согласования.
При выборе метода управления важно обеспечить эффективность управленческой деятельности, согласованность и взаимодействие между субъектами и объектами управления — обмен информацией, корректировка планов работы, обмен опытом, обобщение передового опыта.
Методы управления с учетом их юридического содержание находят свою конкретизацию в тех или иных управленческих ситуациях и выражаются в различных способах при решении конкретных управленческих задач.
Поскольку управленческие отношения — это отношения, в которых реализуется властное воздействие субъекта на объект, проблема методов управления тесно связана с управленческими властными отношениями, так как в них происходит подчинение воли объекта тем указаниям, которые он получил от управляющего звена. В этом проявляется субординационность управленческих отношений, реализуется формула власти и подчинения, выражается доминирование именно субъекта управления.
Помимо методов организации работы аппарата управления и методов управляющего воздействия на объект управления следует различать методы совершенствования определенных управленческих действий, под которыми понимаются различные процедуры, обусловленные особенностями воздействия на объект управления.
Указанные методы управления не следует смешивать с методом правового регулирования, который связан с предписаниями, запретами, дозволениями, применяемыми в административном праве. Метод правового регулирования распространяется на всех участников общественных отношений, в то время как метод управления — только на объект управления, и работает в системе субъект — объект управления. Метод управления носит персонифицированный характер, имеет конкретного адресата, поэтому он вторичен по отношению к методам правового регулирования.
Принято считать, что метод правового регулирования продиктован функциями самого административного права, в то время как метод управления — функциями непосредственных субъектов управления. Не все субъекты административного права наделены управляющими полномочиями органа исполнительной власти — они принадлежат только тем субъектам, которые являются органами исполнительной власти.
Методы управленческой деятельности тесно связаны с субъективными факторами, с мотивацией поведения. В конечном счете управляют люди, даже если они вооружены самыми современными техническими средствами. Интеллектуальный уровень, профессионализм, нацеленность на решение поставленных задач тех, кто управляет, и тех, кто исполняет указания, в конечном счете имеют решающее значение. Поэтому мотивы поведения, потребности, интересы, цели играют важную роль в управленческой деятельности. Через их формирование можно снижать либо повышать эффективность управления. В мотивационной сфере личности может происходить подмена одних потребностей на другие. Поэтому какими бы убедительными ни были планы работы органов исполнительной власти, в конечном счете результат будет зависеть от воли людей, их мотивированности на достижение поставленных целей.
Подводя итог изложенному, можно сказать, что под методами государственного управления понимают способы, приемы, средства практического воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческой системы с целью решения поставленных перед органами исполнительной власти задач.
|