Административно-правовые методы в сфере исполнительной власти могут быть классифицированы по различным основаниям.
Выбор тех или иных методов может как способствовать наиболее целесообразному решению задач, так и, наоборот, затруднить такое решение, привести к неэффективности управления.
По юридическим свойствам методы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые методы влекут четко выраженные правовые последствия. В них субъекты управляющего воздействия реализуют свою власть, т. е. содержание властных полномочий, свою компетенцию, поставленные перед ними задачи, которые они решают правовыми методами. В правовых методах реализуется волеизъявление субъекта управления, которое носит правовой характер.
Неправовые методы управления так или иначе связаны с управленческой деятельностью, но они не вызывают правовых последствий. Это могут быть аналитические документы, обзоры, социологические исследования внутриаппаратного характера, которые помогают реально оценить результаты работы, способствуют подбору наиболее эффективных методов управления.
Универсальными методами воздействия субъекта исполнительной власти на объекты управления являются методы убеждения и принуждения. Эти методы тесно взаимосвязаны, они дополняют друг друга при реализации органами исполнительной власти своих задач и функций. При этом доминирующим считается метод убеждения. Целью этого метода является воспитание участников правоотношений, которые относятся к объекту управления. В одних случаях это могут быть органы исполнительной власти, на которых оказывается управляющее воздействие со стороны субъекта управления, в других — это физические и юридические лица.
Метод убеждения реализуется в различных формах. Это может быть материальное или моральное поощрение, разъяснение текущего законодательства либо проектов законов, обсуждение их в обществе с точки зрения особенностей их реализации органами исполнительной власти.
Метод принуждения относительно метода убеждения играет хотя и важную, но все же вспомогательную роль. Он применяется в сфере исполнительной власти к тем объектам управления (физическим и юридическим лицам), которые либо вообще не исполняют принятых государственными органами решений, либо допускают различные правонарушения при их исполнении. Целью принуждения является стремление органов управления минимизировать негативные последствия допущенных нарушений.
Методы управления по содержанию могут быть классифицированы на административные и экономические. Административные методы ассоциируются с властью и подчинением, с императивностью в деятельности органов исполнительной власти, в то время как экономические предоставляют определенную степень свободы объекту управления.
Административные методы одно время пытались отождествлять с административно-командной системой, с волюнтаризмом, произволом. Предпринимались попытки вообще от них отказаться, предоставив все рынку, саморегуляции, конкуренции. Практика, однако, показала, что это был ошибочный путь, который привел ко многим негативным последствиям.
Административные методы являются способами внеэкономического воздействия; их еще называют прямыми, потому что субъект управления самостоятельно, в пределах своей компетенции, принимает одностороннее управленческое решение (приказ, постановление, распоряжение), которое обязывает объект управления действовать определенным образом. Такое указание понимается как императивный вариант решения, не дающий объекту управления права выбора в способе поведения. Это жесткий метод управления.
Экономические методы управления являются не прямыми, как административные, а косвенными. При их применении субъект управления добивается воздействия на управляемые объекты, действуя опосредованно, влияя на материальные интересы управляемых. При этом субъект управления должен учитывать содержание правового регулирования собственности, ее виды. В новой формации экономические методы раскрывают те средства, которые использует государство для решения своих задач и достижения поставленных целей: налоги, сборы, преференции, кредиты, акционирование предприятий и др. Государство, например, не может управлять акционерными обществами напрямую, поскольку, согласно действующему законодательству, высшим органом управления является собрание акционеров, к компетенции которого относится изменение устава; избрание членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизоров общества; образование исполнительных органов акционерного общества; распределение прибылей и убытков. Метод управления заключается в
том, что государство принимает законодательные и другие нормативные акты, которые регулируют правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров.
В качестве экономического метода могут выступать тарифные льготы, которые призваны стимулировать развитие тех или иных отраслей промышленности, либо наполнение рынка определенными товарами. Они предоставляются государством в одностороннем порядке при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, либо освобождения от оплаты пошлины, или снижения ее ставки.
Тарифные льготы, т. е. тарифные преференции, устанавливаются в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», специально оговариваются в нем и предоставляются только по решению Правительства РФ. От оплаты пошлины освобождается широкий перечень товаров: предметы материально-технического снабжения, топливо, продовольствие, товары, ввозимые на таможенную территорию России в виде гуманитарной помощи. Преференции распространяются на ввозимые или вывозимые товары в целях ликвидации аварий и катастроф; при транзите через территорию Российской Федерации и в ряде других случаев.
К экономическим методам управления относится кредитование, которое осуществляют банки и небанковские кредитные организации. Действуют они на основании Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Кредитные организации образуются на основе любых форм собственности.
В последние годы все более широкое применение и развитие находит ипотека. Согласно законодательству об ипотеке она может быть установлена в обеспечение обязательств по кредитному договору, по договору займа или иного обязательства, основанного, в частности, на аренде, подряде, купле-продаже и другом договоре.
Ипотека обеспечивает уплату залогодержателю основной суммы долга по предметному договору либо другому обязательству. Согласно условиям договора кредитор может получить проценты за пользование заемными средствами, а если несет расходы по сохранению имущества, на охрану, коммунальные платежи, расходы обеспечиваются за счет заложенного имущества. Предметом ипотеки могут быть недвижимость, земельные участки, предприятия, здания, сооружения, жилые дома, квартиры.
Экономические методы управления реализуются и через налоги и сборы. С помощью налогов и сборов органы исполнительной власти добиваются правомерного поведения через материальные интересы налогоплательщиков. Регулируя правоотношения в сфере налогов и сборов, законодательство закрепило широкие права налогоплательщиков (плательщиков сборов), среди которых есть такие, которые явно направлены на то, чтобы выстраивать систему взаимного доверия государства и налогоплательщиков. Например, налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ; на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Такие отношения с государством позволяют налогоплательщикам действовать не по указке сверху, а в силу того, что им становится выгоднее платить налоги, не вступать в конфликт с органами исполнительной власти, не подвергать себя санкциям, развивать свое дело.
Однако нужно помнить, что только экономическими методами не решить всех проблем в экономике. Тем более что сами эти методы имеют и обратную сторону. С их внедрением в экономику возросла коррупция, многие предприятия были либо искусственно обанкрочены, либо распроданы по частям, перестали существовать целые направления в промышленности, стали расти цены в сфере естественных монополий, увеличился нелегальный вывоз капитала. Поэтому оба эти метода не должны противопоставляться друг другу. Требуется взвешенный баланс применения как экономических, так и административных методов управления.
|