Борьба с правонарушениями методами воспитания, предупреждения (профилактики), а в необходимых случаях и мерами государственного принуждения — важное условие укрепления общественного порядка, государственной дисциплины и законности.
Одним из основных средств борьбы с правонарушениями является юридическая ответственность, суть которой состоит в том, что путем издания правовых норм государство определяет основания ответственности, меры, которые могут применяться к правонарушителю, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения решений по данным делам. Наряду с уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственностью важная роль в предупреждении и искоренении правонарушений отводится административной ответственности. В России в настоящее время действует большое количество различных правил, нарушение которых является правонарушением и влечет наступление административной ответственности.
Действующее законодательство не формулирует понятие административной ответственности. В ст. 2.1 КоАП РФ закрепляется только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности, указываются его юридические признаки и говорится, что административная ответственность наступает за правонарушения, установленные КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Однако анализ статей гл. 2 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП РФ наказания за административное правонарушение.
В научной и учебной административно-правовой литературе нет единого определения административной ответственности, однако единообразно определяются характерные черты данного вида юридической ответственности. Административной ответственности присущи признаки, общие для всех видов юридической ответственности.
Во-первых, она представляет собой государственное принуждение, поскольку реализуется органами государственной власти и от имени государства осуждается (порицается) неправомерное, виновное поведение правонарушителя.
Во-вторых, это правовое принуждение, так как данный вид ответственности основан на нормах права и подчиняется общим принципам законности и справедливости. В совокупности нормы права, регулирующие административную ответственность, представляют самостоятельный правовой институт.
В-третьих, применение административной ответственности влечет для правонарушителя наступление неблагоприятных последствий (морального, материального или физического характера), предусмотренных санкциями правовых норм статей Особенной части КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
В-четвертых, это один из видов негативной (ретроспективной) ответственности, наступающей за совершенное правонарушение, в отличие от позитивной ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, исполнение правовой обязанности или долга.
Административная ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, обладает и своими специфическими особенностями. К таким особенностям относятся следующие.
Основанием привлечения к административной ответственности является административное правонарушение, которое выражается в противоправном деянии, но менее общественно опасном, чем преступление, и за которое предусмотрено административное наказание.
Особенностью административной ответственности является порядок ее установления. Статья 72 Конституции РФ относит административное и административно-процессуальное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Соответственно строится и система законодательства об административной ответственности в Российской Федерации. Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что административная ответственность устанавливается только КоАП РФ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, если необходимо установить административную ответственность за какое-либо правонарушение, то это можно сделать только путем внесения изменений в КоАП РФ или принятия специального закона субъекта РФ.
Отличительным признаком административной ответственности является то, что она применяется как в судебном порядке (судьей), так и во внесудебном порядке. При этом для административной ответственности характерна множественность субъектов административной юрисдикции. Меры административной ответственности применяет широкий круг уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц: судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, их структурные подразделения и территориальные органы, а также иные уполномоченные государственные органы, административные комиссии и иные коллегиальные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ. Следует отметить, что в последние годы заметно расширяется компетенция судебных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях и наложению административных наказаний. К их исключительному ведению отнесено назначение таких наказаний, как лишение специального права, конфискация, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных соревнований в дни их проведения.
Существенной особенностью административной ответственности является то, что в отличие, например, от уголовной ответственности субъектами административной ответственности признаются как физические, так и юридические лица, т. е. индивидуальные и коллективные субъекты.
Мерой административной ответственности выступает неблагоприятное последствие личного или имущественного характера, выраженное в виде административного наказания, которое менее сурово, чем уголовное наказание.
Привлечение к административной ответственности не влечет судимости для лица, совершившего административное правонарушение, и не является основанием для его увольнения с работы, за исключением случаев, когда назначенное наказание (например, дисквалификация, лишение права управления транспортным средством) влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Административной ответственности присущ особый, законодательно закрепленный процессуальный порядок ее реализации — производство по делам об административных правонарушениях, который отличается сравнительной простотой и экономичностью. Это объясняется необходимостью оперативного реагирования на нарушения правовых норм.
Административная ответственность имеет публичный характер, так как в любом случае она наступает перед государством в лице уполномоченных органов государственной власти, с которыми правонарушитель не состоит в служебных отношениях.
Административная ответственность представляет собой совокупность как материальных правоотношений, возникающих в результате совершения административного правонарушения, так и процессуальных, возникающих в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Следует особо отметить такую особенность административной ответственности, как ее универсальность; это означает, что мерами данного вида юридической ответственности охраняются не только управленческие отношения, но и отношения, регулируемые нормами иных отраслей права — финансового, налогового, земельного, трудового, экологического и т. д.
Особенности административной ответственности наиболее ярко проявляются, если ее сравнивать с иными видами юридической ответственности. Так, уголовная ответственность и порядок ее реализации устанавливаются только федеральными законами России (УК РФ и УПК РФ); основанием уголовной ответственности является преступление — противоправное деяние, существенно отличающееся степенью общественной опасности от административного правонарушения; она распространяется только на физических лиц; выражается в применении к виновным более суровых наказаний, чем административные наказания; применение уголовной ответственности влечет для правонарушителя судимость; уголовное наказание назначается только судом.
Гражданско-правовая ответственность применяется в целях возмещения материальных убытков или вреда; гражданско-правовые споры рассматриваются только судами: последствия применения этого вида ответственности носят, как правило, имущественный характер; основания и порядок применения гражданско-правовой ответственности регулируются ГК РФ, ГПК РФ и АПК РФ.
Дисциплинарная ответственность применяется только во внесудебном порядке; дисциплинарное взыскание налагается на правонарушителя в порядке служебной подчиненности непосредственным руководителем; основанием применения этого вида юридической ответственности служит дисциплинарный или служебный проступок; порядок реализации дисциплинарной ответственности регулируется для государственных служащих законодательством о государственной службе, а для иных работников — законодательством о труде.
Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение административной ответственности: под административной ответственностью как видом юридической ответственности следует понимать способность лица в связи с совершением административного правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия личного или имущественного характера, предусмотренные административно-правовой нормой и выраженные в виде административного наказания.
Характеризуя административную ответственность, необходимо обратить внимание на следующий момент. В последние годы в учебной и научной литературе сложилась тенденция рассматривать ответственность за нарушение норм отраслевого законодательства как самостоятельные виды юридической ответственности: финансовую, налоговую, экологическую, предпринимательскую и т. д. С таким подходом трудно согласиться, так как одной из особенностей административной ответственности является именно то, что она охраняет наряду с административными и иные правовые отношения, которые в большинстве случаев возникают, изменяются и прекращаются в сфере функционирования исполнительной власти в процессе реализации контрольно-надзорных полномочий большого числа органов исполнительной власти применительно к организационно неподчиненным коммерческим и некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам по поводу исполнения ими общеобязательных правил, стандартов, требований. Использование понятий «налоговая ответственность», «финансовая ответственность», «предпринимательская ответственность», «экологическая ответственность» и т. и. не имеет ни теоретической, ни практической обоснованности и ведет к размыванию административной ответственности как вида юридической ответственности и как правового института.
Административная ответственность реализуется в результате применения к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, мер наказания, предусмотренных КоАП РФ.
Задачи административной ответственности сформулированы в ст. 1.2 КоАП РФ: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как вид юридической ответственности базируется на определенных принципах, т. е. основополагающих началах, которые определяют содержание законодательства об административных правонарушениях, а следовательно, и порядок его реализации. К принципам административной ответственности относятся: законность, равенство всех перед законом, презумпция невиновности, справедливость, гуманизм, наступление ответственности на основании законодательства, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения.
Административная ответственность как вид юридической ответственности направлена на борьбу с наиболее распространенным видом правонарушений — административными правонарушениями.
|