Среда, 27.11.2024, 18:39
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Обстоятельства, исключающие административную ответственность. Освобождение от административной ответственности

Кодекс РФ об административных правонарушениях, регулируя вопросы привлечения лиц, совершивших административное правонарушение, к административной ответственности, предусматривает обстоятельства, исключающие административную ответственность и освобождающие от ответственности.

К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, КоАП РФ относит крайнюю необходимость. В соответствии со ст. 2.7 лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости. Из смысла статьи вытекает, что совершение лицом противоправного деяния в состоянии крайней необходимости не является правонарушением, и согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению. Крайняя необходимость является важным условием защиты личности и прав человека, охраняемых законом интересов общества и государства, способствует развитию социальной активности людей и охране правопорядка.

В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ противоправные действия признаются крайней необходимостью при наличии трех условий: вред законным интересам был причинен в целях устранения непосредственно угрожающей опасности. То есть опасность должна быть не мнимой, а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент; опасность, угрожавшая охраняемым интересам, не могла быть устранена иными средствами, т. е. не было возможности применить другие, не причиняющие вреда меры для защиты; причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный. При оценке предотвращенного и причиненного вреда следует учитывать значимость интересов, которые защищались и которые были нарушены. Бесспорно, что интересы, связанные с жизнью, здоровьем человека, более значимы, чем имущественные. Если речь идет об имущественных интересах, то здесь должен быть применен оценочный критерий — стоимость вреда предотвращенного и причиненного. При наличии всех этих трех условий причинение лицом вреда охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т. е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности. В КоАП РФ не указано, о каком лице идет речь. Представляется, что признание крайней необходимости возможно при совершении противоправного деяния как физическим, так и юридическим лицом.

Обстоятельством, исключающим административную ответственность, является и невменяемость. Статья 2.8 КоАП РФ устанавливает, что не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Следовательно, субъектом административной ответственности может быть только вменяемое физическое лицо. В статье указаны два критерия невменяемости: медицинский и юридический. Медицинский критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности: хроническое психическое расстройство, когда динамика болезненного процесса имеет длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз; временное психическое расстройство — кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением, например алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, т. е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением; слабоумие — дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным — олигофрения или приобретенным в результате изменений мозга при различных заболеваниях; иное болезненное состояние психики — различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики.

Юридическим критерием невменяемости признается отсутствие у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) и волевого момента уководить ими.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, должен установить состояние невменяемости на момент совершения правонарушения. Но так как для этого требуются специальные знания, то назначаются специальные психиатрические экспертизы.

Физическое лицо, признанное на момент совершения правонарушения находящимся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

В соответствии с КоАП РФ возможно освобождение лица от административной ответственности. В ст. 2.9 закреплено основание такого освобождения — малозначительность. При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Следует отметить, что действующее законодательство не определяет понятия «малозначительность правонарушения» и его признаки.

Однако согласно формулировке Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 24 марта 2005 г. № 3 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда, тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Следует иметь в виду, что указанная ста

 

тья КоАП РФ предусматривает не обязанность, а возможность освобождения от административной ответственности. В силу этого вопрос об освобождении от административной ответственности по данному основанию решается по усмотрению субъекта юрисдикции, рассматривающего конкретное дело, на основе анализа объективной и субъективной сторон правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Устное замечание правонарушителю, вынесенное в случае освобождения от ответственности, не влечет для него юридических последствий, но свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера воспитательного воздействия направлена на то, чтобы лицо, совершившее правонарушение, осознало противоправность своего поведения и в дальнейшем не допускало подобного.

В КоАП РФ предусмотрены и иные основания освобождения от административной ответственности. Так, в соответствии со ст. 2.5 в отношении военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, происходит замена административной ответственности на дисциплинарную. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в указанных органах. Однако за ряд составов правонарушений, предусмотренных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ (нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, таможенных правил, требований противопожарной безопасности и др.), ответственность для названных субъектов наступает на общих основаниях.

Статья 2.3 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности несовершеннолетних. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. К таким мерам относятся: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение, своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий установленного законом размера, предупреждение, выговор или строгий выговор, передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их замещающих, или общественных воспитателей.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%