Среда, 27.11.2024, 18:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Характеристика административных наказаний

Наиболее мягким административным наказанием, применяемым к лицам, виновным в совершении правонарушений, является предупреждение. Его сущность находит свое выражение в официальном порицании поведения лица, совершившего административное правонарушение. Предупреждение применяется в качестве основного наказания. Лицо, которому назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года.

Обычно предупреждение назначается физическому или юридическому лицу за совершение малозначительного административного правонарушения. Предупреждение как мера административного наказания может быть назначено в случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП РФ или соответствующего закона субъекта РФ об административной ответственности. В настоящее время предупреждение как мера административного наказания указывается в санкциях более 60 статей КоАП РФ.

Предупреждение выносится всегда в письменной форме, что позволяет отличать его от устного замечания, применяемого в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение.

Процессуальной формой назначения предупреждения выступает постановление, предусмотренное КоАП РФ.

Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от предупреждений (предписаний, представлений) уполномоченных государственных органов с указанием об устранении допущенных нарушений или их последствий. Например, в своей деятельности предписания используют антимонопольные органы. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), образует юридический состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ. Ответственность за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного нарушения, наступает по ст. 19.6 КоАП РФ.

Административный штраф по своей сущности является денежным взысканием. Он устанавливается не только КоАП РФ, но и законами субъектов РФ об административных правонарушениях и является наиболее распространенной мерой административной ответственности — предусматривается в качестве административного наказания практически за все виды административных правонарушений. Будучи взысканием имущественного характера, административный штраф в отличие от гражданско-правового не выполняет компенсационной функции. Административный штраф может быть применен как в судебном, так и во внесудебном порядке.

Минимальный размер административного штрафа не может быть менее 100 руб. Максимальный административный штраф устанавливается по общему правилу для граждан в размере, не превышающем 5 тыс. руб.; для должностных лиц — 50 тыс. руб.; для юридических лиц — 1 млн руб. Вместе с тем законодателем предусмотрены и иные фиксированные размеры штрафа, что обусловлено характером правонарушения и степенью его общественной опасности.

Кроме того, административный штраф может выражаться в величине, кратной:

стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения есть принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как мера административной ответственности характеризуется тем, что может назначаться как в качестве основного, так и дополнительного наказания.

Эта мера административной ответственности во всех случаях назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Как вытекает из содержания ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, законодатель не считает конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота; находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.

Понятие оборотоспособности в действующем гражданском законодательстве выработано применительно к объектам гражданских прав. Оборотоспособность заключается в том, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), определяются в порядке, установленном законом.

По смыслу ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ ограниченные в обороте орудия или предметы административного правонарушения также не являются конфискацией. Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов гражданских прав могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо их нахождение в обороте допускается по специальному разрешению (например, оружие, право пользования природными ресурсами территориальных вод, производство этилового спирта и др. — объекты ограниченно оборото- способные). Однако составы правонарушений предусматривают конфискацию ограниченных в обороте вещей, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения. Это — нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав (ст. 7.12); нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2); незаконное использование товарного знака (ст. 14.10); нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16); незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта (ст. 14.17); использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 14.18); идр.

Лишение специального права лица, совершившего административное правонарушение, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом, а также за уклонение от исполнения административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

КоАП РФ предусматривает лишение специального права в виде права управления транспортными средствами и лишение права охоты. Данный вид административного наказания значительно ограничивает возможности тех правонарушителей, которые своими противоправными действиями могут нанести вред и ущерб безопасности, здоровью, жизни отдельных граждан. Особенно это касается права на управление транспортным средством. Транспортное средство является источником повышенной опасности, требует определенных навыков вождения, знания Правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соотвествующего состояния здоровья.

Лишение специального права применяется только к физическим лицам. Применение лишения специального права управления влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью. Например, для водителя-профессионала — запрет работать по специальности, а для водителя-любителя — запрет управлять принадлежащим ему транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой.

Лишение специального права в качестве меры административной ответственности устанавливается в санкциях Особенной части КоАП РФ только в качестве основного административного наказания.

Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Названные критерии не только характеризуют объективную сторону административного правонарушения, но и указывают на применение данного наказания в исключительных случаях. По действующему КоАП РФ лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права имеет относительно-определенный характер и назначается в пределах санкций статей Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.26, ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно- транспортного происшествия, участником которого оно являлось.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений.

Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды административных правонарушений, совершение которых создает в большей степени угрозу безопасности государства, общества и отдельных граждан. К таким административным правонарушениям законодатель относит: невыполнение лицом обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно- транспортным происшествием, участником которого оно являлось; оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся; неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы; невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом; мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований режима чрезвычайного положения; блокирование транспортных коммуникаций; самовольное оставление места отбывания административного ареста; и др.

Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. Критерии для применения административного ареста даются в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ.

Административный арест назначается судьей, не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим возраста 18 лет, к инвалидам I и II группы.

Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Санкция носит относительно-определенный характер: административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах — до 30 суток.

Административный арест устанавливается и применяется в качестве основного административного наказания. В отличие от ареста как уголовного наказания административный арест не влечет судимости.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Его суть заключается в принудительном и контролируемом перемещении через Государственную границу РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством России, — в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства (ст. ЗЛО КоАП РФ).

Применение административного выдворения как меры ответственности направлено на предупреждение и пресечение действий иностранных граждан и лиц без гражданства, противоречащих интересам обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.

Данное административное наказание может быть установлено только КоАП РФ в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Указанная мера назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

В Особенной части КоАП РФ административное выдворение предусматривается за нарушение режима Государственной границы РФ; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; нарушение иммиграционных правил.

Следует учитывать, что в качестве последствия несоблюдения иностранным гражданином отдельных правил пребывания или проживания в Российской Федерации действующим законодательством предусмотрена также депортация (которая является мерой пресечения, а не мерой административного наказания).

Сущность дисквалификации, установленной КоАП РФ в качестве меры административной ответственности, заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг, либо в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо медицинскую или фармацевтическую деятельность.

Перечень лиц, к которым может быть применена дисквалификация, сформулирован вч. 3 ст. 3.11 КоАП РФ и является исчерпывающим. В частности, дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы; к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица; к членам совета директоров (наблюдательного совета); к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; к лицам, занимающимся частной практикой; к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества; к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации; к экспертам в области промышленной безопасности; медицинским и фармацевтическим работникам.

Дисквалификация может быть назначена правонарушителю в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ. В частности, дисквалификация установлена за нарушение законодательства о труде и об охране труда; фиктивное или преднамеренное банкротство; неправомерные действия при банкротстве; совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий; нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц; невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и может быть назначена только в судебном порядке в качестве основного наказания. Суд, применяя административное наказание в виде дисквалификации, руководствуется тем, что характер правонарушения, личность виновного, обстоятельства дела не позволяют сохранить за нарушителем право занимать определенные должности или заниматься определенным видом предпринимательской деятельностью.

Административное приостановление деятельности. Суть административного приостановления деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП РФ).

Применение административного приостановления деятельности имеет исключительный характер: оно назначается только в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окру-

жающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Максимальный срок, на который может быть назначено административное приостановление деятельности, не может превышать 90 суток.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве меры ответственности административное приостановление деятельности, является по общему правилу прерогативой судебной власти.

Административное приостановление деятельности следует отличать от временного запрета деятельности, предусмотренного КоАП РФ (ст. 27.16) в качестве меры процессуального обеспечения.

Обязательные работы как мера ответственности за совершенное административное правонарушение введена в КоАП РФ в 2012 г.

Юридическое содержание этой меры заключается в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 3.13 КоАП РФ).

Обязательные работы могут быть назначены, например, за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством; за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; за уклонение от исполнения административного наказания; за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных мероприятий.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II группы, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Обязательные работы назначаются судьей и устанавливаются на срок от 20 до 200 часов. Отбываются обязательные работы не более четырех часов в день.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Суть данного административного наказания заключается во временном запрете гражданину посещать такие места в дни проведения официальных спортивных соревнований. Он устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований (ст. 3.14 КоАП РФ).

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей. Он устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 159 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%