Общие правила назначения административных наказаний представляют собой основополагающие начала (принципы), которыми должны руководствоваться суды (судьи), уполномоченные органы и их должностные лица при назначении административного наказания лицу, совершившему административное правонарушение.
Основополагающим правилом является законность применения мер административной ответственности. Это означает, что административное наказание налагается только в пределах, установленных законом. Пределы для каждого административного наказания определяются путем указания их в санкции нормы, устанавливающей конкретный вид и размер наказания.
КоАП РФ предусмотрел возможность освобождения от наказания. Согласно ст. 2.9 такая ситуация возникает при малозначительности совершенного административного правонарушения, а также при наличии иных обстоятельств, связанных с совершением административного правонарушения. Например, возможность освобождения от административной ответственности, предусмотренная ст. 6.8 «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», 6.9 «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» КоАП РФ, обусловлена поведением лица после совершения административного правонарушения, а именно добровольной сдачей приобретенных наркотических веществ, добровольным обращением в лечебно-профилактическое учреждение для лечения в связи с потреблением наркотических или психотропных веществ без назначения врача.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При назначении административного наказания следует учитывать положение законодателя, касающееся особенностей назначения административного штрафа, когда его размер должен быть наименьшим в пределах санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ. Данное правило применяется в случае выявления административного правонарушения в области дорожного движения и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, т. е. тогда, когда протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
При назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, суд может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.
Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28 мая 2014 г. № 484 «Об утверждении Правил контроля за исполнением лицом возложенной на него судом при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача».
Принципиально важным является общее правило, согласно которому никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения. При решении данного вопроса имеют значение способ и мотивы совершения правонарушения, формы вины, социальная значимость охраняемых общественных отношений. Степень общественной опасности определяется обстоятельствами, связанными с признаками данного правонарушения, которые в каждом конкретном случае могут быть выражены по-разному. На степень общественной опасности оказывают влияние, например, квалифицирующие признаки административного правонарушения, что имеет большое значение при назначении наказания в пределах санкции соответствующей статьи Особенной части КоАП РФ. К таким признакам относятся повторность, длительность, злостность и др.
Наказание назначается конкретному лицу. Индивидуализация административного наказания зависит от многих факторов. При назначении административного наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Перечень обстоятельств, служащих основанием для смягчения ответственности за административное правонарушение, определяется ст. 4.2 КоАП РФ. К ним относятся: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное сообщение лица о совершенном административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать установленные правила поведения. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна судье, должностным лицам, осуществляющим производство по делу. Таким образом, данное смягчающее обстоятельство тесно взаимосвязано с субъективной стороной административного правонарушения.
Под предотвращением лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий понимаются действия (как во время совершения административного правонарушения, так и после его совершения), которые непосредственно направлены на уменьшение вреда и ущерба. Формой предотвращения являются добровольное возмещение причиненного имущественного ущерба или устранение причиненного вреда, например возврат похищенного, необходимый ремонт поврежденного имущества, оказание медицинской помощи лицу, пострадавшему в результате совершения нарушений Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства.
Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств в качестве факторов, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП РФ.
Основаниями для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение правонарушителя.
Несовершеннолетие виновного указано как одно из обстоятельств, смягчающих административное наказание. При рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении она должна выбрать меру воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетнего с учетом его возраста, устойчивости психики и других факторов. Например, возложение обязанности загладить причиненный вред применяется в случае, если несовершеннолетний имеет заработок. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.
Наличие у женщины малолетнего ребенка также требует соответствующей оценки в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко относится к ним.
Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.
КоАП РФ предусмотрены и обстоятельства, при которых возможно усиление административной ответственности. Таковыми признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию, а срок давности (один год) не истек; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, следует рассматривать как нежелание правонарушителя отказаться от противоправного поведения, как игнорирование правомерных требований уполномоченных на то лиц о прекращении совершаемого правонарушения. Это условие следует отличать от неисполнения законных требований, образующих самостоятельный состав административного правонарушения и предусмотренных Особенной частью КоАП РФ. Например, невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке транспортного средства; неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ; законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), и др.
Повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию, свидетельствует об устойчивой противоправной установке нарушителя. Например, мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты лицом, ранее наказанным заданное нарушение; обман потребителей; обмеривание, обвешивание, обсчет потребителя лицом, ранее наказанным за аналогичные правонарушения; перемещение товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа лицом, ранее наказанным именно за нарушение режима зоны таможенного контроля.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения предполагает наличие со стороны правонарушителя однородных неоднократных действий, направленных на достижение противоправного результата. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения усиливает административную ответственность независимо от того, в какой форме оно осуществлялось: обман, уговоры, использование зависимого положения и др. При этом следует учитывать, что в КоАП РФ содержатся некоторые юридические составы, где вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения рассматривается в качестве квалифицирующего признака. Таковым является вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ.
Под совершением правонарушения группой лиц понимается объединение усилий для совершения одного и того же правонарушения. Очевидно, что усиление ответственности должно рассматриваться индивидуально в зависимости от степени участия каждого лица в совершении административного правонарушения.
Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или в других чрезвычайных ситуациях характеризуется такими обстоятельствами, как стихийные бедствия; попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти; вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты; блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных формирований; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ. Как правило, при указанных обстоятельствах люди часто оставляют без присмотра дома, имущество. Правонарушитель знает об этом и использует эту беду, беспомощность людей, растерянность, панику, страх в своих противоправных интересах. Совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных ситуаций свидетельствует о негативной социальной установке нарушителя.
Совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных ситуаций представляет собой повышенную общественную опасность. Поэтому в КоАП РФ предусмотрены и самостоятельные административные правонарушения, в которых указанные условия являются квалифицирующими признаками (нарушение требований режима чрезвычайного положения; невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
Известно, что большинство правонарушений совершается лицами в нетрезвом состоянии. Совершение правонарушения в состоянии опьянения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Под состоянием опьянения следует понимать наличие в организме алкоголя или наркотических средств. Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является квалифицирующим признаком (управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения; передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения).
Эти обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.
При назначении административного наказания юридическому лицу также учитывается характер совершенного им административного правонарушения. Особо выделяются факторы, сказывающиеся на условиях жизнедеятельности юридического лица в будущем: имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие (добровольное возмещение причиненного ущерба, устранение причиненного вреда) и отягчающие (повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год) обстоятельства.
В правоприменительной практике часто имеют место случаи, когда субъект административного правонарушения различными самостоятельными действиями (бездействием) совершает два или более административных правонарушения. В теории такое правовое явление называется совокупностью правонарушений.
Правила назначения административного наказания по совокупности правонарушений установлены ст. 4.4 КоАП РФ. По общему правилу при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Исключение составляют дела о совершенных правонарушениях по совокупности, рассматриваемые одновременно одним и тем же органом (должностным лицом), судьей. В этом случае административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При назначении административных наказаний по совокупности следует отличать совокупность правонарушений от правонарушений, совершенных повторно (неоднократно). Повторность (неоднократность) в качестве квалифицирующего признака закрепляется в диспозиции конкретных юридических составов Особенной части КоАП РФ. Повторность (неоднократность) характеризуется совершением двух и более однородных административных правонарушений, за которые лицо ранее привлекалось к административной ответственности, но при этом срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек. Как видно, повторным (неоднократным) административным правонарушениям присуща однородность. Однородность означает, что вновь совершенное правонарушение и прежнее правонарушение предусмотрены одной и той же статьей или частью статьи, а следовательно, им присущи: одинаковые или сходные непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения. Если за ранее совершенное административное правонарушение лицо было освобождено от административной ответственности, вновь совершенное однородное правонарушение нельзя признавать повторным.
Лицо может быть подвергнуто административному наказанию только при условии соблюдения сроков давности для его назначения (ст. 4.5 КоАП РФ).
Давностные сроки привлечения к административной ответственности зависят от вида и характера административного правонарушения, а также поставлены в зависимость от вида административного наказания.
Так, по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
При этом постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено:
по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле; о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе; об исключительной экономической зоне Российской Федерации; патентного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования; законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; об охране здоровья граждан; в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган по их требованию сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа, либо представления в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа) и другие нарушения, перечень которых прямо указан в ст. 4.5 КоАП РФ;
по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле; за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правонарушения; за нарушение законодательства Российской Федерации о политических партиях (в части административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.64—5.68 КоАП РФ);
по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ) и законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
При длящемся административном правонарушении указанные выше сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня совершения административного правонарушения (при длящемся административном правонарушении — со дня его обнаружения).
В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.18 КоАП РФ, в части использования запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода начинает исчисляться со дня получения общероссийской антидопинговой организацией заключения лаборатории, аккредитованной Всемирным антидопинговым агентством, подтверждающего факт использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.9, 14.31—14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, совершенные в Антарктике, начинает исчисляться со дня поступления материалов дела в орган, должностному лицу, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
К числу основополагающих правил назначения административного наказания примыкают правила о возмещении имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. Рассмотрение вопроса о возмещении причиненного вреда является правом судьи: судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Разрешая данный вопрос, судья обязан установить причинную связь между административным правонарушением и имущественным ущербом, вину лица в его нанесении, размеры ущерба, кому он нанесен и т. д. Если же возник спор о возмещении имущественного вреда, то он разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Статьей 4.7 КоАП РФ предусматривается право граждан, юридических лиц на возмещение ущерба и со стороны государства, что отвечает гарантиям судебной защиты имущественных прав собственника, предусмотренных Конституцией РФ: каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Примером могут служить действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов России либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы России. У потерпевшей стороны есть возможность требовать возмещения причиненного имущественного вреда. Объем возмещения причиненного ущерба государственными органами и органами местного самоуправления определяется нормами, содержащимися в ГК РФ, а также в отдельных законах. Как правило, в них предусмотрено, что обязанность возмещения причиненного вреда возлагается на органы, должностными лицами которых причинен вред, и что вред возмещается в полном объеме.
Споры о возмещении морального вреда (ст. 151 ГК РФ), причиненного административным правонарушением, рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. При этом суд вправе рассмотреть самостоятельно предъявленный иск о компенсации причиненных истцу нравственных или физических страданий, поскольку в силу действующего законодательства возмещение морального вреда не находится в прямой зависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду с возмещением имущественного вреда, так и самостоятельно.
|