Конституцией РФ установлено, что граждане вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Правоотношения, связанные с рассмотрением жалоб граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами России, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными федеральными законами. Этими нормативными правовыми актами предусмотрены два порядка рассмотрения жалоб граждан — административный и судебный.
Жалобой считается просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
На практике жалобы граждан чаще всего связаны с нарушением законности в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выступая в личном качестве как частное лицо, по собственной инициативе, граждане не только защищают свои права, свободы или законные интересы либо права, свободы или законные интересы других лиц. Они также могут оценивать деятельность соответствующего органа исполнительной власти, должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Благодаря юридической основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти. Одновременно жалобы — важное средство укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник самой разнообразной информации. Они являются эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, должностным злоупотреблениям, другим правонарушениям.
В органы исполнительной власти ежегодно поступает большое количество жалоб граждан по поводу нарушений их прав.
Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций призвано анализировать и обобщать вопросы, которые граждане ставят в письмах и на личном приеме; осуществлять оперативное и периодическое информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан; готовить на основе анализа и обобщения обращений граждан и организаций предложения об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы; представлять необходимые материалы в целях освещения в средствах массовой информации итогов рассмотрения обращений граждан.
В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. с последующими изменениями, внесенными Протоколами к ней, а также в целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека Президент РФ учредил должность Уполномоченного Российской Федерации при этом Суде.
Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, как правило, в отсутствие жалобщика и часто сотрудниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому обоснованные жалобы нередко остаются без удовлетворения, а виновные в этом должностные лица безнаказанными.
Вот почему возникает необходимость рассмотрения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы повышаются. Однако судебному разрешению вопроса может предшествовать рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом, что создает возможность быстро исправить ошибку, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению государственных служащих к административным решениям.
В суде гражданин выступает в роли не просителя, а равной стороны, причем лично и непосредственно. Здесь обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее решение по делу в административном порядке. Ему в ходе процесса приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценке истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще на стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина.
До недавнего времени судебный порядок обжалования действий (бездействия) и решений органов исполнительной власти и должностных лиц регулировался Законом РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», подразд. III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» разд. II ЕПК РФ, а также разд. III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений» АПК РФ.
15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ. С этого момента утратили силу Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», подразд. III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» разд. II ГПК РФ.
КАС РФ устанавливает судебный порядок рассмотрения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Обязанность доказывания законности обжалуемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Формой обращения в суд является административное исковое заявление.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано лицами, которые считают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Такие административные исковые заявления могут быть поданы в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Данная категория административных дел рассматривается судом общей юрисдикции в течение одного месяца, а Верховным Судом РФ — в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.
По результатам рассмотрения такого дела судом принимается решение либо об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, принявший оспоренное решение или совершивший оспоренное действие (бездействие), обязан устранить допущенные нарушения и восстановить права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых допущены нарушения, созданы препятствия.
|