Как известно, до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), следует применять правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу названного закона, то есть до 1 января 2013 г. (статья 30 Закона N 402-ФЗ). Одним из таких документов является Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. N 167н (далее - ПБУ 8/2010), которым установлен порядок отражения оценочных обязательств в бухгалтерском учете и отчетности организаций.
Названное положение по бухгалтерском у учету применяется всеми организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений.
Создавая большинство видов резервов, организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) руководствуются именно ПБУ 8/2010. Вместе с тем не стоит забывать, что ПБУ 8/2010 не применяется в отношении оценочных резервов, а также резервов, которые создаются за счет нераспределенной прибыли организации (пункт 2 ПБУ 8/2010).
Обратите внимание! Если организация - арендодатель является организацией, применяющей упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то применение указанного положения по бухгалтерскому учету осуществляется ею в добровольном порядке, на что, в частности, указывает пункт 3 ПБУ 8/2010.
Оценочное обязательство на основании пункта 5 ПБУ 8/2010 признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
- у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;
- уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
- величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
В бухгалтерском учете организации оценочное обязательство признается в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (пункт 15 ПБУ 8/2010). Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату.
При этом в силу пункта 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Причем в обязательном порядке арендодатель должен обеспечить документальное подтверждение обоснованности такой оценки.
Имейте в виду, что если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, такое оценочное обязательство оценивается по стоимости, определяемой путем дисконтирования его величины (по приведенной стоимости). Увеличение величины оценочного обязательства в связи с ростом его приведенной стоимости на последующие отчетные даты по мере приближения срока исполнения (проценты) признается прочим расходом организации. Такие правила определены пунктом 20 ПБУ 8/2010.
На основании пункта 8 ПБУ 8/2010 оценочные обязательства по ремонту основных средств отражаются на счете учета резервов предстоящих расходов. Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, для этих целей предназначен счет 96 "Резервы предстоящих расходов". Тем же пунктом установлено, что величина оценочного обязательства по ремонту основных средств может учитываться арендодателем либо в составе расходов по обычным видам деятельности, либо включаться в состав прочих расходов.
При фактических расчетах за проведенный ремонт сдаваемых в аренду основных средств в бухгалтерском учете арендодателя будет отражена сумма затрат, связанных с проведением ремонта, в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов.
Признанное оценочное обязательство может списываться в счет отражения затрат по выполнению только того обязательства, по которому оно было создано, на что указывает пункт 21 ПБУ 8/2010.
Иными словами, к счету 96 "Резервы предстоящих расходов" должен быть открыт специальный субсчет для отражения предстоящих расходов на ремонт основных средств.
Если фактические расходы арендодателя на проведение ремонта превысят сумму учтенного оценочного обязательства, то расходы на ремонт, осуществленные сверх зарезервированной суммы, будут отражаться в бухгалтерском учете в общем порядке. Если же фактические расходы на ремонт основных средств окажутся менее суммы признанного оценочного обязательства, то неиспользованную сумму резерва следует включить в состав прочих доходов, на что указывает пункт 22 ПБУ 8/2010. Вместе с тем, избыточные суммы одного оценочного обязательства могут не списываться с учета, а переноситься на создание другого оценочного обязательства такого же рода.
Следует помнить, что в конце года организация обязана провести проверку признанных оценочных обязательств по ремонту (пункт 23 ПБУ 8/2010) и либо скорректировать оценочное обязательство в сторону увеличения или уменьшения, либо полностью списать его в порядке, определенном пунктом 22 ПБУ 8/2010.
|