Среда, 27.11.2024, 21:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Организационно-правовая система управления

Управление экономической сферой предполагает разработку и реализацию различных направлений развития экономики России на основе долгосрочного планирования, выверенных стратегий развития как в социально-экономической области, так и в зоне национальной безопасности.

В настоящее время совершенствование экономики нашего государства будет ориентировано на План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р. План нацелен на обеспечение устойчивого социально-экономического развития в период неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. В 2015—2016 гг. будут реализованы меры, направленные на структурные изменения в российской экономике, стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда, снижение инфляции и смягчение последствий роста цен на социально значимые товары и услуги для семей с низким уровнем доходов, достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

В Плане подчеркивается, что наряду с реализацией оперативных мер антикризисного реагирования приоритетным направлением работы Правительства РФ будет проведение структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе.

Безусловно, эффективное развитие экономики в нашей стране нуждается не только в краткосрочном, среднесрочном, но и в долгосрочном и стратегическом планировании. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» устанавливает правовые основы стратегического планирования, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. Стратегическое планирование определено Законом как деятельность его участников по целе- полаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации (ст. 3).

В целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов граждан Российской Федерации, достижения технологического лидерства российской экономики Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» Правительству РФ предписано принять ряд мер долгосрочной государственной экономической политики, направленных на достижение таких показателей, как создание и модернизация 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г.; увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта к 2015 г. и до 27% — к 2018 г.; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.

31 января 2013 г. Правительством РФ были утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (14 мая 2015 г. принята новая редакция), в которых обозначены внешние и внутренние вызовы, существенно влияющие на социально-экономическое развитие страны. Совокупность существующих вызовов и условий экономического развития диктует в качестве главной цели повышение конкурентоспособности российской экономики на основе интенсивного роста производительности труда, обеспечения опережающего развития тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования.

В России утверждено несколько ключевых стратегий и программ[1].

Одним из важнейших направлений деятельности государства является создание условий для эффективного функционирования малого и среднего бизнеса и поддержание здоровой конкуренции. В этой связи был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Кроме того, следует отметить, что содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства путем снижения финансовых и административных издержек — одно из ключевых направлений деятельности Правительства РФ, о чем свидетельствует План первоочередных мероприятий.

Государство предоставляет малому предпринимательству и другие преференции. Так, в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

Законом о развитии малого и среднего предпринимательства (ст. 15) определено, что инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для закупок товаров, работ, услуг в сфере обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов РФ, муниципальных программ, обеспечивающих условия для субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды, фонды содействия кредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, маркетинговые и учебноделовые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании и иные организации.

Наиболее перспективные инвестиционные проекты финансируются из средств бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, Правила формирования и использования которых утверждены постановлением Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 134. Данные Правила устанавливают порядок предоставления бюджетных ассигнований для реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на условиях государственно-частного партнерства, а также этапы и процедуру их отбора, основные требования к представленной документации и проведению контроля и мониторинга хода их реализации.

Цели обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны являются важнейшими, в связи с чем в последние годы значительно больше внимания уделяется развитию оборонно-промышленного комплекса. Так, постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1255 утверждены Правила разработки государственного оборонного заказа и его основных показателей, которые устанавливают порядок разработки определения его состава и взаимодействия в этих целях Военно-промышленной комиссии РФ при Президенте РФ, государственных заказчиков государственного оборонного заказа, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Стимулирует развитие предпринимательства создание особых экономических зон. Согласно ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под особой экономической зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. На территории России, согласно вышеуказанному Закону, создаются особые экономические зоны четырех типов: промышленно-производственные; технико-внедренческие; туристско-рекреационные; портовые.

В области торговли основными задачами являются выработка политики и нормативное правовое регулирование потребительского рынка, закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, а также совершенствование правил торговли и организации торгового обслуживания населения страны.

Большое значение в правовом регулировании этой сферы деятельности имеет Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Одна из главных задач Закона — создать на розничных рынках максимально благоприятные условия для отечественных товаропроизводителей, прежде всего сельскохозяйственной продукции. Закон устанавливает, что собственник рынка — управляющая компания — не может ничего закупать и продавать. Она лишь организует нормальный процесс торговли и надлежащие условия для всех его участников, обустраивает торговые места, заботится о санитарном и техническом состоянии помещений.

В экономической сфере особого внимания со стороны государства требует внешнеэкономическая деятельность. Напомним, что основные положения внешнеэкономической деятельности содержатся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Кроме того, следует назвать постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 330 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие внешнеэкономической деятельности"». В Программе под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность внешнеторговых, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых, научно-технических и иных экономических отношений Российской Федерации с зарубежными странами, в которые вступают хозяйствующие субъекты — резиденты и нерезиденты. Участие государства в развитии внешнеэкономической деятельности заключается в создании благоприятных условий для ее развития на национальном (система поддержки и регулирования внешнеэкономической деятельности) и межгосударственном (в рамках сотрудничества с зарубежными странами, участия в региональных интеграционных объединениях, международных организациях и форумах) уровнях.

Согласно Программе развития внешнеэкономической деятельности к приоритетам государственной политики в этой сфере относятся:

формирование (через институты, механизмы и инструменты международного экономического сотрудничества) необходимых и достаточных условий для достижения стратегических целей Российской

Федерации в мировой экономике и повышения вклада внешнеэкономической сферы в решение задач инновационно ориентированной модернизации национального хозяйства;

создание конкурентоспособной (по сравнению с лучшей зарубежной практикой) и доступной для широкой массы предпринимателей национальной системы институтов и механизмов развития внешнеэкономической деятельности;

формирование системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, эффективно обеспечивающей национальные интересы и интересы российского бизнеса в процессе международного экономического сотрудничества с учетом изменившихся условий внешней среды.

Экономическое развитие предполагает развитие сферы имущественных отношений. Регулирование государственного материального резерва осуществляется Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве». Законом установлены общие принципы формирования, размещения, хранения, использования, пополнения и освежения запасов государственного материального резерва, регулируются отношения в данной области. Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренных вышеназванным Законом: он составляет имущество казны Российской Федерации. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (в том числе мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Управление в данной сфере имеет свою специфику, выражающуюся в том, что формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва осуществляется только на федеральном уровне, а именно Федеральным агентством по государственным резервам (Росрезервом), его территориальными органами и подведомственными организациями, которые образуют единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации.

При решении вопросов, связанных с оказанием государственных услуг в сфере кадастров объектов недвижимости, органы исполнительной власти руководствуются федеральными законами от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», ГсК РФ, Порядком предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 7 ноября 2012 г. № 716, Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42, и другими нормативными правовыми актами.

Государство уделяет особое внимание регулированию отношений, возникающих в связи с управлением государственным имуществом, в том числе в связи с его приватизацией. Существует государственная программа «Управление федеральным имуществом», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327, из содержания которой следует, что государственная политика по управлению федеральным имуществом направлена на создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами государственной власти Российской Федерации, и отчуждения федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте, а также совершенствования системы государственного материального резерва, повышения ее роли в позитивных процессах, происходящих в экономике и политике Российской Федерации и направленных на укрепление экономической независимости и национальной безопасности государства.

В Программе подчеркивается, что поэтапное сокращение количества федеральных государственных унитарных предприятий, а также оптимизация состава иных федеральных организаций — необходимые задачи для обеспечения устойчивого и планомерного процесса сокращения прямого участия государства в экономике. Такое сокращение возможно путем приватизации государственного имущества, которое осуществляется на основании Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014—2016 годы, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. № 1111 -р.

 

[1] «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года»; заявление Правительства РФ № 1472п-П13, Банка России № 01-001/1280 от 5 апреля 2011 г. «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года»; распоряжение Правительства РФ от 28 июня 2013 г. № 1101-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014—2019 годы)”»; Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 141 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%