Под государственным управлением финансами понимается организация процесса аккумуляции и расходования денежных средств, выраженных в деньгах (валюте, валютных ценностях), а также государственное регулирование рынка ценных бумаг и иных денежных документов, удостоверяющих имущественные права их владельцев.
Государственное управление финансами обеспечивает общегосударственные интересы (например, фискальные и иных публичные потребности) и защищает законные права частных лиц — субъектов коммерческой деятельности.
К органам государственного управления в сфере финансов относятся органы исполнительной власти — Министерство финансов РФ (Минфин России), другие министерства, ведомства, а также особые публичные органы: Счетная палата РФ и Банк России. Значимость управленческой деятельности Банка России особенно возросла в связи с наделением его полномочиями регулирования, контроля и надзора в сфере финансового рынка. Все указанные органы обладают властными полномочиями, в том числе полномочиями административного принуждения.
В организационном подчинении Минфина России находятся Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.
Федеральная таможенная служба (ФТС России), подведомственная Правительству РФ, подчиняется Минфину России в части контроля за исполнением нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Участие органов исполнительной власти в управлении финансовой деятельностью предопределено бюджетными и иными полномочиями по проведению государственной политики в сфере финансов: полномочиями субъектов бюджетного процесса, финансового контроля, другими государственно-властными полномочиями. К негосударственным субъектам финансовой деятельности относятся исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, в частности финансовые органы муниципальных образований.
Минфин России в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, осуществляет функции по определению государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности и в других областях, связанных с управлением публичными финансами. К ведению Минфина России отнесены полномочия по оказанию государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет федерального бюджета.
Ведомства, подчиненные Минфину России, проводят камеральные и выездные проверки. Рассматриваемые федеральные службы наделены различными полномочиями в сферах квотирования и аттестации, разрешительными полномочиями.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) — федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за государственную регистрацию субъектов предпринимательства. Положение о Федеральной налоговой службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506. ФНС ведет единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также осуществляет контроль и надзор в фискальной сфере.
ФНС России осуществляет властную исполнительно-распорядительную деятельность применительно к двум видам государственной регистрации — субъектов предпринимательства и цивилистических договоров. Причем в указанных случаях заявитель вступает в административно-правовые отношения до наделения его гражданской правоспособностью. ФНС заключает государственные контракты с коммерческой организацией, предусматривающие выполнение работ или оказание услуг для своих нужд, а также оказывает бесплатные консультационные услуги субъектам предпринимательства и гражданам (например, письменно информирует их о налоговом законодательстве, об обязанностях налогоплательщика, разъясняет порядок заполнения форм налоговой отчетности ит.д.).
ФНС России занимается государственной регистрацией договоров коммерческой концессии. Права и обязанности субъектов предпринимательства по указанному возмездному договору возникают с момента его государственной регистрации. Таким образом, регистрационные полномочия ФНС не только подтверждают легитимность договора, но и свидетельствуют о наделении коммерческой организации (индивидуального предпринимателя) гражданской правоспособностью.
ФНС России является лицензирующим органом, к компетенции которого отнесены также и полномочия по ведению реестров лицензий.
Федеральная налоговая служба возглавляет единую централизованную систему налоговых органов, в состав которой входят территориальные органы — управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня.
Должностные лица налоговых органов занимаются административно-юрисдикционной деятельностью и применяют меры государственного принуждения (в том числе меры административного пресечения), установленные НК РФ и КоАП РФ, рассматривают дела об административных правонарушениях, а также применяют к нарушителям санкции в виде приостановления действия лицензии либо инициируют судебную процедуру аннулирования лицензии.
Таким образом, к ведению ФНС России отнесены полномочия в сфере налогового контроля (и обусловленные его проведением меры властного принуждения к нарушителям и лицам, подозреваемым в совершении правонарушения), а также внутрисистемные контрольные полномочия за деятельностью подчиненных ФНС налоговых органов, причем в последнем случае она вправе принимать нормативные правовые акты. К ведению ФНС отнесено установление реквизитов документов, представляемых субъектами предпринимательства или гражданами в фискальных или иных публичных целях (например, форма заявления о постановке на учет в налоговом органе, форма справки о полученных физическими лицами доходах, формы решения руководителя налогового органа о проведении выездной налоговой проверки). Приказы ФНС, утверждающие реквизиты указанных документов, относятся к нормативным правовым актам, в соответствии с которыми должностные лица ФНС осуществляют правоприменительную деятельность.
Индивидуальные правовые акты ФНС и подчиненных ей налоговых органов связаны с контрольными полномочиями и выносятся в процессе проведения контроля (например, предписания об устранении выявленных нарушений) либо по результатам его проведения (например, протоколы об административных правонарушениях, определения о проведении административного расследования).
Федеральное казначейство (Казначейство России) согласно Положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703, является федеральной службой, осуществляющей правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию и финансовому контролю. Казначейство распределяет доходы и иные поступления между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, бюджетами государственных внебюджетных фондов и местными бюджетами, устанавливает порядок кассового обслуживания, реализует иные бюджетные полномочия.
Казначейство ведет предварительный и текущий финансовый контроль операций со средствами федерального бюджета и применяет бюджетные санкции к нарушителям в виде приостановления операций по счетам, открытым в кредитных организациях. Указанные санкции вводятся независимо от привлечения нарушителей к административной ответственности, установленной КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства.
Рассмотрение дел о нецелевом использовании бюджетных средств, нарушении срока возврата бюджетных средств (ст. 15.14, 15.15 КоАП РФ), нарушении сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16) отнесено к ведению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзора). Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2014 г. № 77.
Различие административно-юрисдикционных полномочий Федерального казначейства и Росфиннадзора обусловлено содержанием финансового контроля этих органов. Контроль за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов осуществляется исключительно органами Росфиннадзора.
Должностные лица Росфиннадзора составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14, 15.15 КоАП РФ, применяют меры административного пресечения в виде осмотра помещений и территорий, изъятия вещей и документов, ареста вещей, а также осуществляют иные процессуальные действия, установленные КоАП РФ. В частности, указанные должностные лица составляют протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей), ч. 1 ст. 19.5 (невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения органа государственного финансового контроля) об устранении нарушений законодательства) (см. соответственно ст. 23.7, ч. 1 ст. 27.8, ч. 1 ст. 27.10, ч. 2 ст. 27.14, и. 11 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Таким образом, Федеральное казначейство вправе применять только бюджетные санкции к нарушителям. Росфиннадзор наряду с этим осуществляет административно-процессуальную деятельность, установленную КоАП РФ. Бюджетные санкции применяются Федеральным казначейством и Росфиннадзором независимо от установления вины в деянии нарушителя. Во всяком случае, ст. 3061 БК РФ, определяющая дефиницию нарушения бюджетного законодательства, не предусматривает установление признаков умышленного или неосторожного деяния в качестве обязательной предпосылки применения бюджетных санкций, предусмотренных ст. 3062, 3064-3068 БК РФ.
В систему Федерального казначейства входит центральный аппарат, структурными подразделениями которого являются управления, отделы и территориальные органы.
Федеральное казначейство наделено отдельными полномочиями в сфере оказания публичных услуг, в основном это консультации для граждан, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательства.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмонито- ринг) в соответствии с Положением о ней, утвержденным Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808, является уполномоченным органом исполнительной власти, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Указанные меры включают государственный контроль за сделками с движимым имуществом, совершаемыми коммерческими организациями, а также осуществление такими организациями обязательных процедур внутреннего контроля за совершением указанных сделок.
Контрольные полномочия Росфинмониторинга предусматривают ограничение имущественных прав тех коммерческих организаций, в отношении которых проводится контроль. Например, Росфинмони- торинг может издать постановление о приостановлении исполнения сделки, об установлении запрета применительно к кредитным организациям, запрета на заключение гражданско-правовых договоров либо одобрить их, ограничив условия определенными требованиями. Таким образом, осуществление Росфинмониторингом государственно-властных полномочий, обусловленных контрольной деятельностью, сопряжено с регламентацией обязательственных отношений коммерческой организации.
Такие запреты устанавливаются непосредственно федеральным законом либо в соответствии с ним предусматриваются косвенные ограничения, согласно которым вступление в обязательственные отношения для коммерческой организации становится экономически невыгодным. Например, Росфинмониторинг по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности и Службой внешней разведки определяет перечень государств, не участвующих в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Денежные операции и иные сделки с движимым имуществом с государствами, указанными в этом перечне, влекут публичный контроль, осуществляемый на территории России Росфинмониторингом и иными органами исполнительной власти, а за ее пределами — компетентными правоохранительными органами зарубежных государств, уполномоченными на это международными договорами.
Установление соответствующих запретов и иных публичных обязанностей субъекта частного права допускается только в случаях, непосредственно предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Правовая регламентация нормативными актами федерального Правительства, Банка России или актами других государственных органов осуществляется в соответствии с предписаниями названного Закона.
Ограничения имущественных и иных прав подконтрольного объекта обусловлены тем, что коммерческие организации обязаны анализировать сделки, выявлять признаки, свидетельствующие об их противоправности, представлять в Росфинмониторинг по его письменному запросу документированную информацию, а также осуществлять иные обязанности, установленные в целях проведения коммерческой организацией мероприятий внутреннего контроля.
Федеральная служба по финансовому мониторингу проводит контрольные мероприятия по согласованию с правоохранительными органами, Банком России и иными государственными органами. Причем Генеральная прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ и Министерство иностранных дел РФ обязаны предоставлять в Росфинмониторинг соответствующую документированную информацию.
В целях контроля Росфинмониторинг исследует документированную информацию, содержащую сведения, относимые к банковской, налоговой, коммерческой тайне, тайне связи, и обязан защитить такую информацию от несанкционированного доступа. Коммерческая организация, ответственная за подготовку такой информации и ее представление в Росфинмониторинг, обязана соблюдать конфиденциальность. Несанкционированное разглашение такой информации квалифицируется по ст. 13.14 КоАП РФ.
К индивидуальным правовым актам, принимаемым Росфинмони- торингом, относятся приказы, издаваемые руководителем Службы при решении проблем организационного управления, а также иные правовые акты, выносимые Росфинмониторингом в качестве органа, уполномоченного принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет административно-юрисдикционную деятельность и принимает индивидуальные правовые акты, обусловленные полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма). Должностные лица Росфинмонито- ринга составляют протоколы об административных правонарушениях, осуществляют осмотр помещений лица, подозреваемого в совершении правонарушения; они вправе изымать вещи и документы, обнаруженные при проведении осмотра, а также налагать на них арест. При необходимости проведения административного задержания должностные лица Росфинмониторинга обращаются к сотрудникам полиции, так как самостоятельно они не вправе применять эту меру административного пресечения. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ, проводится экспертиза и осуществляются иные процессуальные действия, сопряженные со значительными временными затратами, должностные лица Росфинмониторинга назначают административное расследование. Таким образом, при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности применяются меры внесудебного властного принуждения, ограничивающие имущественные и иные права юридического или физического лица, подозреваемого в совершении правонарушения.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ, должностные лица Росфинмониторинга проводят установленные Кодексом процессуальные действия на стадиях, предшествующих назначению административного наказания. Постановление о привлечении лица к административной ответственности выносится судьей районного суда или мировым судьей.
|