Административно-правовой статус Центрального банка РФ (Банк России, ЦБ РФ) обусловлен его полномочиями в сфере государственного регулирования.
По смыслу ч. 2 ст. 75 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России относится к федеральным органам государственной власти с особыми исполнительно-распорядительными полномочиями.
К исключительному ведению Банка России отнесены осуществление эмиссии наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения. С указанными полномочиями Банка России тесно связаны его функции по обеспечению устойчивости валюты России — рубля. С этой целью, а также для воздействия на суммарный спрос и предложение денег Банк России осуществляет куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке (валютные интервенции).
К ведению Банка России отнесены весьма значимые полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка. Разрешительные полномочия Банка России в сфере финансового рынка включают в себя совокупность взаимосвязанных административных процедур, осуществляемых в процессе релятивного (косвенного) регулирования деятельности по проведению торгов, ее лицензирования и непосредственного публичного санкционирования такой деятельности.
Отдельные полномочия по реализации единой государственной денежно-кредитной политики Банк России осуществляет по согласованию с Правительством РФ и другими федеральными министерствами, ведомствами.
Обязательность исполнения поручений Правительства РФ обусловливает участие Банка России в организационно-правовой деятельности Правительства РФ и некоторых федеральных органов исполнительной власти. В свою очередь, Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития РФ участвуют в деятельности одного из органов управления Банка России — Совета директоров. Таким образом, Банк России не только реализует государственную денежно-кредитную политику, но и, осуществляя вверенные ему полномочия, самостоятельно либо по согласованию с федеральными министерствами, ведомствами участвует в разработке экономической политики федерального Правительства.
В деятельности Банка России выделяются следующие группы полномочий, характеризующих его административно-правовой статус:
полномочия, отнесенные к исключительному ведению Банка России. В них входят лицензирование деятельности кредитных организаций, а также лицензирование осуществляемых ими банковских операций: Банк России принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций, регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями, выдает, приостанавливает и отзывает разрешения валютным биржам на организацию покупки и продажи иностранной валюты.
Лицензионно-разрешительные полномочия осуществляются Банком России на основе методов административного принуждения: Банк России самостоятельно принимает решение о выдаче, приостановлении действия либо отзыве соответствующего разрешительного документа;
полномочия, осуществляемые Банком России самостоятельно, наряду с федеральными министерствами, ведомствами. Банк России является основным государственным органом валютного регулирования, а также наряду с другими органами государственной власти осуществляет валютный контроль;
полномочия, реализуемые Банком России по согласованию с Правительством РФ, иными федеральными органами исполнительной власти или по их поручению (императивные полномочия). Руководствуясь предписаниями указанных органов, Банк России представляет интересы России во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных валютнофинансовых организациях[1].
Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и осуществляет политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации.
К ведению Банка России отнесены полномочия по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков. Выступая в этом качестве, Банк России осуществляет полномочия публичного санкционирования, контроля и надзора в сфере проведения организованных торгов и страхового дела.
В Банке России предусмотрено создание Национального банковского совета (НБС) и Совета директоров (СД). В состав НБС входят два члена Совета Федерации, три депутата Государственной Думы, по три представителя Президента РФ и Правительства РФ, а также Председатель Банка, назначаемый на должность Государственной Думой по представлению Президента РФ. Председатель НБС избирается членами НБС из их числа большинством голосов.
В состав Совета директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, назначаемых на должность Государственной Думой из числа служащих Банка России[2].
Национальный банковский совет является высшим органом структурного управления Банком России, рассматривающим вопросы совершенствования банковской системы страны, регулирующим порядок аккумуляции административно-хозяйственных расходов Банка России. На основе представленных Советом директоров материалов он рассматривает и утверждает правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, общий объем расходов ЦБ РФ, принимает другие решения, отнесенные к его ведению.
В единую централизованную систему Банка России входят национальные банки республик в составе России, расчетно-кассовые центры и другие органы системного управления.
Таким образом, по своему административно-правовому статусу Банк России является особым государственным органом управления, разрабатывающим и осуществляющим во взаимодействии и по поручению федеральных органов исполнительной власти единую государственную денежно-кредитную политику.
Банк России занимается административно-правовым регулированием банковской деятельности. Отношения кредитной организации и ЦБ РФ обусловлены публичными полномочиями последнего и включают в себя установление ЦБ РФ обязательных требований и условий деятельности кредитных организаций в сферах государственного санкционирования, регламентации внутриструктурных отношений, обязательственно-правовых отношений, а также информационных и иных задач кредитных организаций.
Регламентация в сфере публичного санкционирования предусматривает государственную регистрацию кредитных организаций, лицензирование их деятельности и осуществление ЦБ РФ иных разрешительных полномочий. Банк России наделен функцией непосредственного публичного санкционирования, к его ведению отнесено аннулирование выданных им квалификационных аттестатов должностным лицам биржи в случаях неоднократного или грубого нарушения ими правил биржевой торговли, что влечет за собой в зависимости от последующих действий нарушителя приостановление его профессиональной деятельности или ее прекращение.
Решение о государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии означает наделение кредитной организации гражданской правоспособностью, которая утрачивается в случае аннулирования (отзыва) лицензии. К правовым предпосылкам отказа ЦБ РФ в государственной регистрации кредитной организации относятся ее несоответствие требованиям, установленным нормативными актами ЦБ РФ (например, квалификационным требованиям к должностным лицам кредитной организации).
Основания для аннулирования (отзыва) ЦБ РФ лицензии, выданной кредитной организации, могут быть оспоримыми и безусловными. Наличие оспоримых обстоятельств устанавливается Банком России. Последний вправе отнести правонарушение кредитной организации к несущественным и не использовать процедуру отзыва лицензии. К оспоримым основаниям отзыва лицензии относятся, например, неисполнение кредитной организацией нормативных правовых актов ЦБ РФ. Банк может обязать нарушителя исполнить обязанность, установленную таким актом.
Квалификация оспоримых обстоятельств в некоторых случаях возможна только при установлении признаков виновного правонарушения.
К безусловным основаниям отзыва лицензии относится финансовая несостоятельность кредитной организации, например ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Отзыв лицензии влечет за собой ликвидацию юридического лица — нарушителя, т. е. в этом случае нарушитель утрачивает гражданскую правоспособность (прекращение статуса лицензиата в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не влечет таких правовых последствий). Все лицензионные полномочия осуществляются непосредственно ЦБ РФ. В отличие от них принудительная ликвидация юридического лица в указанных случаях производится по решению арбитражного суда, т. е. ЦБ РФ инициирует процедуру ликвидации.
К ведению ЦБ РФ отнесена выдача разрешений кредитной организации на создание дочерних организаций на территории зарубежных государств.
Государственное регулирование обязательственных отношений предусматривает осуществление кредитными организациями отдельных видов сделок после получения предварительного разрешения ЦБ РФ.
Регламентация структурных отношений в кредитных организациях предусматривает установление ЦБ РФ обязательных квалификационных требований к ее руководящим должностным лицам: руководителю, членам Совета директоров (наблюдательного совета) и др. Лица, замещающие руководящие должности, должны соответствовать квалификационным требованиям ЦБ РФ. Несоответствие руководящих должностных лиц кредитной организации указанным требованиям, выявленное на стадии ее создания, является основанием для отказа в государственной регистрации кредитной организации.
Банк России устанавливает обязательные информационные требования, предусматривающие представление кредитной организацией документов, необходимых для целей банковского надзора. ЦБ РФ устанавливает правила ведения бухгалтерского отчета, а также требования к отчетности кредитной организации, банковских групп и банковских холдингов.
Неисполнение кредитной организацией требований законодательства и нормативных правовых актов ЦБ РФ влечет за собой применение санкций, установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», независимо от привлечения нарушителя к административной или иной правовой ответственности. К таким санкциям относятся отзыв лицензии, влекущий за собой принудительную ликвидацию кредитной организации — нарушителя, имущественные взыскания, предусматривающие изъятие всей суммы, полученной кредитной организацией, не наделенной правомочиями лицензиата, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы.
Административная ответственность за нарушение федеральных законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлена ст. 15.26 КоАП РФ. Должностные лица ЦБ РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей КоАП РФ, а также осуществлять иные процессуальные действия, в частности применять к кредитным организациям, подозреваемым в совершении правонарушения, меры административного пресечения в виде осмотра помещений, используемых для предпринимательской деятельности, изъятия вещей и документов, необходимых для рассмотрения дела об указанных правонарушениях, а также налагать арест на указанные вещи и документы. При необходимости применения иных мер административного пресечения должностные лица ЦБ РФ вправе обращаться к сотрудникам полиции, уполномоченным на их применение.
[1] В частности, Банк России по поручению Правительства РФ передает международным финансовым организациям соответствующую информацию (ст. 57 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).
[2] На членов Совета директоров распространяются ограничения, установленные ст. 90 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) » для служащих Банка России.
|