Счетная палата РФ (Счетная палата) является постоянно действующим органом государственного контроля за исполнением федерального бюджета.
Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется Счетной палатой при проведении комплексных ревизий и тематических проверок, в ходе которых контролируется исполнение подконтрольным объектом правил ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
В сфере контрольной деятельности властные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, а также на муниципальные органы, использующие средства федерального бюджета.
Должностные лица Счетной палаты проводят ревизии и проверки по их целевому назначению и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта, сотрудники которого, в свою очередь, обязаны представить документацию и информацию, необходимую для контроля.
В области экспертно-аналитической деятельности Счетная палата проводит обязательную экспертизу по проекту федерального бюджета, проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих проблемы бюджетно-финансовой политики. Иная экспертно-аналитическая деятельность обусловлена запросами Президента РФ, комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, а также запросами органов государственной власти субъекта РФ, которые вправе инициировать процедуру проведения экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации». Проведение экспертизы на основе запросов уполномоченных государственных органов (должностных лиц) является правом Счетной палаты: решение о рассмотрении запроса и подготовке заключения или об отказе в этом принимается в указанных случаях Коллегией Счетной палаты, однако поручения палат Федерального Собрания, представленные в форме соответствующего постановления Совета Федерации или Государственной Думы, подлежат обязательному рассмотрению.
В области информационной деятельности Счетная палата аккумулирует данные о реализации бюджетно-финансовой политики и предоставляет информацию о своей деятельности полномочным органам государственной власти, а также СМИ.
Внутриорганизационная деятельность Счетной палаты, как и любого иного государственного органа, обусловлена особенностями ее структуры. Для планирования и организации работы Счетной палаты, определения методологии контрольно-ревизионной деятельности образуется Коллегия Счетной палаты, в состав которой входят Председатель Счетной палаты, его заместители, аудиторы Счетной палаты, а также руководитель ее аппарата (с правом совещательного голоса).
В отличие от коллегий, создаваемых в федеральных министерствах, ведомствах и представляющих собой совещательные органы, Коллегия Счетной палаты наделена и государственно-властными полномочиями: к ее ведению отнесено принятие представлений и
предписаний Счетной палаты, адресованных руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, а также уведомлений Счетной палаты РФ о применении бюджетных мер принуждения.
|