К органам управления антимонопольной деятельностью и регулирования деятельности субъектов естественных монополий относятся следующие.
Правительство РФ, которое формирует федеральные целевые программы и добивается их выполнения; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также руководит Федеральной антимонопольной службой РФ (ФАС России), непосредственно ему подведомственной.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В структуру ФАС России входят как общие для многих органов исполнительной власти структурные подразделения — аналитическое, контрольно-финансовое, правовое, административное управления, так и специальные управления по контролю и надзору: транспорта и связи; электроэнергетики; топливно-энергетического комплекса; промышленности и оборонного комплекса; жилищно-коммунального хозяйства, строительства и природных ресурсов; размещения государственного заказа; финансовых рынков; социальной сферы и торговли; рекламы и недобросовестной конкуренции; по борьбе с картелями; контроля иностранных инвестиций и др.
ФАС России реализует следующие полномочия:
вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов и другие документы по вопросам, относящимся к сфере ее ведения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;
осуществляет нормативно-правовое регулирование, касающееся:
защиты конкуренции на финансовом рынке (например, по согласованию с Банком России разрабатывает методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации; порядок проведения анализа конкуренции для установления доминирующего положения финансовой организации, поднадзорной Банку России и др.);
соблюдения антимонопольного законодательства (например, актов, принимаемых комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства; представления в антимонопольный орган перечня лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу; порядка установления несоответствия использования государственной или муниципальной преференции заявленным целям; пересмотра предписания о нарушении антимонопольного законодательства; порядка направления предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства, и проч.).
Одна из основных функций ФАС — контроль и надзор в установленной сфере деятельности, в том числе:
за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе;
соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;
манипулированием ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности);
соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по закупкам и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;
иностранными инвестициями в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства и проч.
ФАС России уполномочена выдавать:
заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке Российской Федерации специальных защитных мер, антидемпинговых или компенсационных мер в случаях, предусмотренных законодательством;
заключения о наличии или отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов, а также при введении нетарифных мер;
предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в федеральном законе «О защите конкуренции»;
предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства должностным лицам хозяйствующих субъектов, публично заявляющим о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства;
предложения в Банк России о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых им актов и (или) прекращении их действия, если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законами о рекламе, о естественных монополиях; о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; о теплоснабжении.
В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ (ст. 14.31 «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»; ст. 14.33 «Недобросовестная конкуренция» и др.), ФАС России уполномочена привлекать нарушителей к административной ответственности. Основными административными наказаниями являются дисквалификация, назначаемая до трех лет, и административный штраф в сумме предельно допустимых величин по КоАП РФ, а также в зависимости от размера выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.
ФАС России осуществляет согласование:
создания, слияния и присоединения коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;
предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления государственных или муниципальных преференций в случаях, установленных антимонопольным законодательством;
возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
правил (стандартов) профессиональной деятельности профессиональных объединений страховщиков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кроме того, ФАС России ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, и определяет наличие доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном и финансовом рынках.
С 1 января 2014 г. у ФАС России появилось много новых полномочий, например она принимает решения о возможности закупки продовольствия, средств для оказания скорой медицинской помощи; лекарственных средств, топлива, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан; рассматривает жалобы на действия (бездействие) субъектов в области законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.
Указом Президента РФ от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» была упразднена Федеральная служба по тарифам, а ее функции переданы Федеральной антимонопольной службе.
В связи с этим ФАС России реализует также полномочия: по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в электроэнергетике; газовой отрасли; в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; на железнодорожном транспорте; в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах; в сфере услуг общедоступной электрической и почтовой связи; в отношении продукции ядерно-топливного цикла; в сфере аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации;
рассмотрению разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями;
принятию методических указаний: по расчету цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; вопросам государственного регулирования тарифов на железнодорожные перевозки; расчету тарифов на транспортировку и хранение задержанных транспортных средств; расчету предельного размера платы за проведение технического осмотра;
установлению регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), а также на рынках тепловой энергии;
определению правил применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий;
ведению реестра недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельности;
установлению предельных уровней цен (тарифов) на поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей электрическую энергию (мощность); тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям и проч.;
рассмотрению споров между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов и субъектами естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
рассмотрению в досудебном порядке споров, возникающих между органами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и проч.;
осуществлению мониторинга размеров платежей граждан за коммунальные услуги; цен (тарифов) для потребителей электрической энергии (мощности) на оптовом и розничных рынках по субъектам РФ;
принятию обязательных для субъектов естественных монополий решений о введении, об изменении или о прекращении регулирования, применении методов регулирования, предусмотренных законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов), и иные полномочия.
При ФАС России образованы и действуют несколько консультативно-совещательных органов: Экспертный совет по рекламе; Экспертный совет по вопросам связи; Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере туризма; Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг; Рабочая группа по разработке «дорожной карты» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики в сфере охраны» и др.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные управления.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется: Правительством РФ, специально уполномоченным органом — Министерством экономического развития РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, которые в соответствии с Указом Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» осуществляют нормативно-правовое регулирование, контроль, надзор, оказывают государственные услуги, занимаются правоприменением в сфере предпринимательской деятельности.
Министерство экономического развития РФ уполномочено вырабатывать государственную политику и законодательство в области анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.
Минэкономразвития России занимается разработкой и внедрением программ развития и поддержки субъектов предпринимательской деятельности; подготовкой заключений по проектам нормативных актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, в которых дается оценка влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности.
Отдельным направлением в деятельности Минэкономразвития России является государственная поддержка предпринимателей Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Минэкономразвития России координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Минэкономразвития России, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности и т. д.
Развитие и поддержка предпринимательской деятельности осуществляются также на уровне субъектов РФ. Например, в г. Москве этим занимаются мэр, правительство, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства, Департамент торговли и услуг, Департамент внешнеэкономических и международных связей.
|