Среда, 27.11.2024, 21:43
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Органы управления транспортным комплексом

Система органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование транспортным комплексом, довольно сложная. Правительство РФ как орган общей компетенции обладает полномочиями в области транспорта. Оно направляет в Государственную Думу проекты законов о транспорте, издает постановления и распоряжения в этой области.

При Правительстве РФ образованы постоянно действующие координационные органы — морская коллегия, обеспечивающая согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций в области морской деятельности, изучении и освоении Мирового океана, Арктики и Антарктики; правительственная комиссия по транспорту и связи — постоянно действующий орган, координирующий деятельность органов исполнительной власти и взаимодействие с представителями предпринимательского сообщества в процессе разработки и реализации основных направлений государственной политики в сфере развития транспорта.

В систему органов государственного управления в области транспорта входят: Министерство транспорта РФ, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Министерство транспорта РФ (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395. Минтранс России вырабатывает государственную политику и занимается нормативно-правовым регулированием в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии.

Министерство транспорта РФ координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта.

Минтранс России наделен следующими полномочиями:

вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

а) правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов;

б) правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, за исключением сборов за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства Российской Федерации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов;

в) правила государственной регистрации и государственного учета гражданских воздушных судов, включая порядок нанесения государ

 

ственных и регистрационных опознавательных знаков гражданских воздушных судов и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда;

г) условия обеспечения ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам;

взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Министерство транспорта РФ не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснад- зор) в соответствии с Положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398, является федеральным органом исполнительной власти, занимающимся контролем и надзором в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Ространснадзор действует непосредственно и через территориальные органы в контакте с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации; лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы; сертификация в пределах ее компетенции; выдача лицензий и сертификатов, в том числе сертификатов (свидетельств) авиационного персонала, а также приостановка, ограничение действия и аннулирование их; выдача иных разрешительных документов в установленной сфере деятельности, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющих право юридических и физических лиц осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия; принятие решений о допуске российских перевозчиков к международным автомобильным перевозкам и выдача удостоверений допуска к таким перевозкам, а также карточек допуска транспортного средства к перевозкам; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта с целью реализации своих полномочий имеет право: проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность; организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам контроля и надзора в установленной сфере деятельности, участвовать в установленном порядке в проведении расследований авиационных происшествий; контролировать деятельность территориальных органов Ространснадзора; применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) согласно положению о нем, утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог. Он компетентен при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Общая длина автомобильных дорог с твердым покрытием в России составляет более 754 тыс. км. По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает седьмое место в мире.

Федеральное дорожное агентство реализует следующие полномочия в установленной сфере деятельности: проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентст-

 

ва, а также на научно-исследовательские работы для государственных нужд в установленной сфере деятельности; осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству; организует работу по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а также по регистрации соответствующих прав на них; обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; информирует участников дорожного движения о наличии объектов сервиса и безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог, издает совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ атлас автомобильно-дорожной сети Российской Федерации; определяет маршруты движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе выполняющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями; осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику, оказывающим государственные услуги и управляющим государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта. Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 397.

Железнодорожный транспорт наиболее развит в России. По протяженности железнодорожного полотна (86 тыс. км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США.

 

порт необщего пользования и технологический железнодорожный транспорт.

Железнодорожный транспорт общего пользования — производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических и юридических лиц, а также государства в перевозках железнодорожным транспортом.

Железнодорожный транспорт необщего пользования — совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество. Он обеспечивает потребности физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования.

Технологический железнодорожный транспорт организаций предназначен для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта основано на том, что этот вид транспорта является субъектом естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которая включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства энергоснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением, иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

В 2003 г. было создано Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») — оператор инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших транспортных компаний в мире. Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляет Правительство РФ.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, вы-

 

полнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; реализует в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству; устанавливает сроки ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте; выполняет в пределах своей компетенции функции компетентного органа Российской Федерации по перевозкам опасных грузов железнодорожным транспортом; составляет перечни железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, оказывающим государственные услуги, управляющим государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации. Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396.

В России самые протяженные в мире авиатрассы (свыше 600 тыс. км). Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение, большее значение он имеет для пассажи - роперевозок. В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь и т. д.

Росавиация оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

 

заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для нужд Агентства; реализует в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству; организует проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в гражданской авиации, аэропортов, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки (за исключением деятельности по обеспечению авиационной безопасности и аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации); проводит аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации; согласует и подтверждает (одобряет) выполнение регулярных и нерегулярных полетов (за исключением транзитных полетов иностранных воздушных судов через воздушное пространство Российской Федерации) в случаях, предусмотренных международными соглашениями.

Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморреч- флот) является федеральным органом исполнительной власти. Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371. Агентство оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта. Этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется ее положением на берегах трех океанов и протяженностью морской границы 42 тыс. км. Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тыс. км. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9%. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Федеральное агентство морского и речного транспорта реализует следующие полномочия:

проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

организует работы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности; на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта); проводит мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, а также работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов в акваториях морских и речных портов, на трассах Северного морского пути и по внутренним водным путям, за исключением участков пограничных зон Российской Федерации; занимается диспетчерским регулированием движения судов по внутренним водным путям Российской Федерации; координирует деятельность поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании людей, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации; направляет деятельность поисковых и аварийно-спасательных служб (как российских, так и иностранных) при поиске и спасании судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, за исключением военных кораблей и военно-вспомогательных судов; оформляет и выдает паспорта моряка (удостоверения личности моряка) членам экипажей морских судов, судов смешанного (река — море) плавания и судов рыбопромыслового флота в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; выдает заключения по вопросам привлечения иностранных работников в состав экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плавающих под государственным флагом Российской Федерации; устанавливает категории средств навигационного оборудования и сроки их работы, гарантированные габариты судовых ходов, а также сроки работы судоходных гидротехнических сооружений; выполняет функции головной организации, ответственной за создание и функционирование Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности; является государственным заказчиком федеральных целевых, научно-технических

 

и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности;

взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

Рассматривая вопросы государственного регулирования в сфере транспортного комплекса, необходимо сказать и о тех видах транспорта, руководство которыми не относится к ведению Министерства транспорта РФ.

Трубопроводный транспорт. Развитие трубопроводного транспорта в Росии началось в конце 50-х гг. XX в. Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно- энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов РФ.

Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ.

Полномочиями федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области магистрального трубопроводного транспорта являются: разработка и реализация государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта; разработка и принятие федеральных законов, других нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области магистрального трубопроводного транспорта; государственный надзор и контроль за безопасностью объектов магистрального трубопроводного транспорта; стандартизация, метрологическое обеспечение, сертификация.

Полномочия в области государственного регулирования трубопроводного транспорта есть у Министерства энергетики РФ и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

В совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в области магистрального трубопроводного транспорта находятся: реализация федеральных программ по развитию систем магистрального трубопроводного транспорта на территориях субъектов РФ; согласование размещения объектов систем магистрального трубопроводного транспорта; надзор и контроль за безопасностью функционирования систем магистрального трубопроводного транспорта; организация деятельности систем магистрального трубопроводного транспорта (магистральных трубопроводов) в условиях чрезвычайных ситуаций; регулирование землепользования при строительстве и эксплуатации соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Общественный транспорт. Городской пассажирский общественный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы; он обеспечивает ежедневную транспортную подвижность двух третей населения России.

Несмотря на то что органы местного самоуправления несут полную ответственность за организацию транспортного обслуживания и при этом являются собственником соответствующей инфраструктуры и маршрутной сети, а также имеют все необходимые закрепленные федеральным законодательством полномочия, успешное развитие и функционирование общественного транспорта требуют ряда решений на федеральном уровне.

Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий — 7,6 тыс. км. Самой протяженной трамвайной сетью в мире располагает Санкт-Петербург. В семи крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани имеется метрополитен (он находится в ведении Министерства транспорта РФ).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 144 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%