В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
На территории России действуют Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) 2009 г. и Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который:
регулирует отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации; их перевозкой по территории Российской Федерации под таможенным контролем; перемещением товаров между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права; с временным хранением; таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей;
определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области правового регулирования таможенного дела;
устанавливает права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
устанавливает правовые и организационные основы деятельности таможенных органов Российской Федерации;
регулирует властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами, ввезенными в Российскую Федерацию и вывозимыми из Российской Федерации.
Федеральный закон определяет особенности таможенного регулирования в стране. Это необходимо, поскольку с 1 июля 2010 г. в России применяется ТК ТС. Данный акт содержит множество норм, отсылающих к национальному законодательству государств — членов Таможенного союза.
Федеральный закон определяет систему таможенных органов, в которую входят: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров. Он имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таможенный кодекс Таможенного союза — основной документ, регулирующий отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властные отношения между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Таможенное законодательство таможенного союза состоит из: ТКТС;
международных договоров государств — членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Союзе;
решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств — членов Таможенного союза.
Если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства — члена Таможенного союза.
Применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств — членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.
При перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, применяются законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств — членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза.
Административными правонарушениями являются те правонарушения, по которым в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство).
В гл. 16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения таможенных правил — 24 состава административных правонарушений. Так, установлена административная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки; за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров; недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов; нарушение режима зоны таможенного контроля; и др.
На основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения в области таможенного дела. В его ведении находится Федеральная таможенная служба (ФТС России), издающая в пределах своей компетенции правовые акты в области таможенного дела.
Помимо вышеназванных правовых актов в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации.
Таможенные органы Таможенного союза обеспечивают на таможенной территории решение следующих основных задач:
содействие реализации единой торговой политики Таможенного союза;
обеспечение исполнения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль за правильностью их исчисления и своевременностью уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
соблюдение прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
обеспечение мер по защите национальной безопасности государств — членов Таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза — мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза;
обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории Таможенного союза в пределах своей компетенции;
ведение таможенной статистики.
Законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.
Система таможенных органов, их права, обязанности и ответственность, а также условия прохождения службы в таможенных органах определяются законодательством государств — членов Таможенного союза.
Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации следующие функции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела; агента валютного контроля; по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также са- нитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и государственного ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу РФ (специализированные пункты пропуска); по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации.
Положение о Федеральной таможенной службе РФ утверждено постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2013 г. № 809.
ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно, через территориальные органы Службы и представительства (представителей) в иностранных государствах во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, Банком России, общественными объединениями и иными организациями.
ФТС России вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Службы, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы.
Служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза на территоирии России, законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; правильностью исчисления и своевременностью уплаты антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, предварительных антидемпинговых, предварительных специальных и предварительных компенсационных пошлин, утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств; валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации.
ФТС России ведет оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено УПК РФ к ведению таможенных органов; выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности.
Федеральную таможенную службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Он имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.
Заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, курирующий оперативно-разыскную работу таможенных органов, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности подотчетен руководителю Федеральной таможенной службы, а по вопросам оперативно-служебной деятельности наделяется правом принятия самостоятельных решений.
Структурными подразделениями центрального аппарата ФТС России являются Главное организационно-инспекторское управление, Главное управление информационных технологий, Главное управление организации таможенного оформления и таможенного контроля, Главное управление по борьбе с контрабандой, Главное управление тылового обеспечения, Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, Главное финансово-экономическое управление; а также управления: таможенных расследований и дознания, правовое, торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, государственной службы и кадров, по связям с общественностью, по противодействию коррупции, таможенного сотрудничества, таможенной статистики и анализа, контрольноревизионное, товарной номенклатуры, аналитическое, рисков и оперативного контроля.
Региональными органами ФТС России являются таможенные управления (Центральное, Северо-Западное, Южное, Приволжское, Уральское, Сибирское, Дальневосточное, Северо-Кавказское). Кроме того, в систему таможенных органов входят таможни и таможенные посты.
Задачи и функции региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов определяются Общим положением о региональном таможенном управлении и общим положением о таможне, утвержденным приказом ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1700, и Общим положением о таможенном посте, утвержденным приказом ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701.
Приказами ФТС России от 23 июня 2014 г. № 1182 «О создании таможенных постов в структуре Крымской таможни» и от 23 июня 2014 г. № 1183 «О создании таможенных постов в структуре Севастопольской таможни» созданы таможенные посты в этих субъектах РФ.
|