Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»),
Государственная политика и правовое регулирование в сфере образования основываются на следующих принципах: признание приоритетности образования;
обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в этой сфере;
гуманистический характер образования;
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Общее и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
В Российской Федерации установлены следующие уровни общего образования: дошкольное; начальное общее; основное общее; среднее общее. Для профессионального образования уровни образования таковы: среднее профессиональное; высшее — бакалавриат; высшее — специалитет, магистратура; высшее — подготовка кадров высшей квалификации (ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),
Для обеспечения возможности реализации гражданином права на образование в стране создана система образовательных учреждений, которые по организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений).
К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов: дошкольные, общеобразовательные — начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательный процесс реализуется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейное образование, самообразование, экстернат.
В реализации единой государственной политики в области образования важное значение имеют федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ;
вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
Стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. Они разрабатываются по уровням образования. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.
Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Порядок разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.
Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено федеральным законом.
Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется в уполномоченном органе. Права юридического лица у образовательного учреждения возникают с момента государственной регистрации, а право на ведение образовательной деятельности — с момента получения лицензии в соответствующем органе управления образованием.
Государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований. Она включает в себя: 1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственную аккредитацию образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, уровням образования, профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), подвидам дополнительного образования.
Лицензирование осуществляется федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями контроля и надзора в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, реализующим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, соответствующим федеральным государственным образовательным стандартам, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность непосредственно.
Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится федеральным органом исполнительной власти, наделенным функциями контроля и надзора в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, реализующим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, по заявлениям образовательных организаций.
При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает контроль качества образования и надзор в сфере образования. Он поручен уполномоченным федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Под федеральным государственным контролем качества образования понимается оценка соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством проверок качества образования и принятия мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения органами государственной власти субъектов РФ, реализующими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, занимающимися образовательной деятельностью, требований законодательства об образовании посредством проверок органов и организаций, принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений.
К отношениям, связанным с государственным контролем (надзором) в сфере образования за организациями, занимающимися образовательной деятельностью, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных ст. 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
|