Важную роль в научной деятельности играют научные учреждения и организации: научно-исследовательские, проектно-конструкторские, опытно-конструкторские, проектно-технологические, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Научные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественные объединения научных работников, осуществляющих в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Управление научными организациями происходит на основе сочетания государственного регулирования и самоуправления.
Высшим научным учреждением России является Российская академия наук (РАН). 27 сентября 2013 г. был принят Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон существенно реформировал РАН, определил правовое положение, полномочия и функции Академии, а также порядок управления ею и финансового обеспечения ее деятельности.
За РАН закреплен статус федерального государственного бюджетного учреждения. При этом со дня вступления Закона в силу к РАН были присоединены Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук, являвшиеся ранее самостоятельными государственными академиями.
За Российской академией образования, Российской академией архитектуры и строительных наук, Российской академией художеств сохранен статус государственных академий как некоммерческих организаций, созданных в форме федеральных государственных бюджетных учреждений.
В структуру РАН входят региональные отделения Академии, региональные научные центры и представительства Академии.
Закон от 27 сентября 2013 г. обязывает членов РАН ежегодно отчитываться о своей научной и (или) научно-технической деятельности, о научных и (или) научно-технических результатах.
На Академию возложено проведение фундаментальных и поисковых научных исследований по важнейшим научным направлениям, экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций, распространение научных знаний.
Предусмотрено, что общее собрание членов РАН принимает рекомендации об объеме и направлениях расходования средств, закладываемых в федеральном бюджете на фундаментальные и поисковые научные исследования, проводимые научными организациями и вузами, а Правительство РФ утверждает программу фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период.
Президент РАН, избранный общим собранием ее членов из числа академиков, утверждается в должности и освобождается от нее Правительством РФ. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента Академии более двух сроков подряд.
Деятельность Академии финансируется за счет субсидий из федерального бюджета, средств, полученных от государственных и частных фондов, приносящей доход деятельности Академии и из иных не запрещенных законодательством источников.
Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества РАН от имени Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Общее собрание членов Российской академии наук принимает Устав РАН, который утверждается Правительством РФ. Действующий Устав РАН утвержден постановлением Правительства РФ от 27 июня 2014 г. № 589.
Одной из форм организации науки являются научные центры, которые начали образовываться в соответствии с Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 «О государственных научных центрах Российской Федерации».
Государственные научные центры — это крупнейшие институты, которые проводят фундаментальные, поисковые и прикладные работы в определенных областях. 18 июня 1999 г. было принято постановление Правительства РФ № 651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий». Создание таких центров (например, Акустический институт имени академика Н. Н. Андреева) призвано обеспечить связь между наукой и промышленностью в наиболее наукоемких отраслях.
На развитие науки направлено и присвоение в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» такого статуса муниципальным образованиям с градообразующим научно-производственным комплексом, имеющим высокий научно- технический потенциал. В настоящее время он присваивается в области авиа-, ракетостроения и космических исследований; электроники и радиотехники; автоматизации, машино- и приборостроения; химии, химической физики и создания новых материалов; ядерного
комплекса; энергетики; биологии и биотехнологии. Статус наукограда присваивается постановлением Правительства РФ. Его имеют г. Дубна, Обнинск, Королев, Реутово, Фрязино Московской области; рабочий поселок Кольцово Новосибирской области и ряд других.
В 2010 г. был принят Федеральный закон «Об инновационном центре “Сколково"». Инновационный центр «Сколково», часто называемый российской Кремниевой долиной, — это современный научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий, первый в постсоветское время в России строящийся «с нуля» наукоград. В комплексе созданы особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космоса, энергоэффективности, биомедицине, информационных и ядерных технологиях.
Большой вклад в развитие науки вносят высшие учебные заведения, сотрудники которых наряду с образовательным процессом занимаются научно-исследовательской деятельностью. Вузовские ученые готовят научные кадры, пишут учебники, научные работы, проводят научные исследования, работают экспертами и консультантами в органах государственной власти.
Основными задачами высших учебных заведений в области научно-исследовательской деятельности являются: приоритетное развитие фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления и развития научных школ и ведущих научных коллективов по важнейшим направлениям развития науки и техники; подготовка квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров на базе новейших достижений научно-технического прогресса; исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования; усиление влияния науки на решение образовательных и воспитательных задач, сохранение и укрепление базисного, определяющего характера науки для развития высшего образования; эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач обновления производства и проведения социально-экономических преобразований; развитие новых, прогрессивных форм научно-технического сотрудничества с научными, проектно-конструкторскими, технологическими организациями и промышленными предприятиями для совместного решения важнейших научно-технических задач, создания высоких технологий и расширения использования вузовских разработок в производстве; развитие инновационной деятельности вузов с целью создания наукоемкой научно-технической продукции и конкурентоспособных образцов новой техники и материалов, ориентированных на рынок высоких технологий; создание условий для защиты интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков как основы укрепления и развития вузовской науки и выхода научных коллективов вузов на мировой рынок высокотехнологичной продукции; расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции; создание качественно новой экспериментально-производственной базы высшей школы; развитие финансовой основы исследований и разработок за счет использования внебюджетных средств и инновационной деятельности.
|