Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации — одна из подсистем управления обществом, имеющая свою внутреннюю организацию и функциональную связь с другими системами. Ей, как и другим системам, присуще наличие двух взаимосвязанных элементов: субъекта и объекта. В качестве субъектов выступают органы государственного управления в сфере спорта и органы управления физкультурно-спортивных общественных объединений. Объектами управления являются коллективы, организационно оформленные в государственные, общественные или иной формы собственности образования (коллективы физической культуры; трудовые коллективы спортсооружений, спортивных школ, учебных и научно-исследовательских учреждений физической культуры, предприятий по производству спортивного инвентаря и т. д.), а также отдельные граждане.
Анализируя полномочия Правительства РФ в указанной сфере, можно отметить, что к общим полномочиям в соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» относится регулирование в социально-экономической сфере, а также формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации. К полномочиям в социальной сфере принадлежат разработка и осуществление мер по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Отраслевым органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Министерство спорта РФ (Минспорт России). Его статус определен Положением о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 607.
Минспорт России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Министерство спорта РФ возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и проведение государственной политики в установленной сфере деятельности Министерства.
Реализуя функцию нормативно-правового регулирования, Минспорт России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений; порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта; положение о Единой всероссийской спортивной классификации; положение о спортивных судьях; положение о присвоении почетных спортивных званий; порядок проведения допинг-контроля; перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте; общероссийские антидопинговые правила; порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций; порядок проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации; порядок ведения реестра общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций и предоставления сведений, содержащихся в этом реестре; правила видов спорта и др.
Минспорт России определяет также основные направления пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни; реализует программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации; осуществляет материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, а также научно-методическое и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; ведет реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций.
В компетенцию Минспорта России входит согласование решений о проведении на территории Российской Федерации международных спортивных соревнований; установление особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта; организация конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий по вопросам сферы деятельности министерства; обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации государственной политики в области физической культуры и спорта.
В целях выполнения поставленных задач Минспорт России взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и с международными организациями в установленной сфере деятельности Министерства, разрабатывает и реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая разработку и выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, а также проводит мероприятия по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
Министерство спорта РФ для реализации предоставленных ему полномочий имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции министерства вопросам; привлекать для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности министерства, научные и иные организации, ученых и специалистов; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные; контролировать работу подведомственных организаций, а также давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, возникающим в деятельности министерства.
Важными являются полномочия Минспорта России в сфере противодействия применению допинга в спорте и борьбы с ним. Министерство разрабатывает и утверждает общероссийские антидопинговые правила и перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, определяет порядок проведения обязательного допингового контроля.
Говоря о проблеме допинга в спорте, следует отметить тот факт, что с января 2008 г. деятельность на территории Российской Федерации в качестве общероссийской антидопинговой организации осуществляет Независимая национальная антидопинговая организация РУСАДА, созданная в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом и Международной конвенцией о борьбе с допингом в спорте. В мае 2008 г. РУСАДА была признана Всемирным антидопинговым агентством как национальная антидопинговая организация и внесена в реестр антидопинговых организаций.
Основными функциями агентства являются проведение тестирования в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами и разработка методических и инструктивных материалов по вопросам предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним.
В области физической культуры и спорта управленческие функции осуществляют и другие, кроме Минспорта России, органы исполнительной власти.
Так, Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) самостоятельно принимает в сфере спорта нормативные правовые акты, касающиеся порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров при занятиях физической культурой и спортом; порядка медико-биологического, медицинского обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации; прохождения медицинского осмотра лицами, желающими пройти спортивную подготовку; проведения предварительных и периодических медицинских осмотров спортивных сборных команд Российской Федерации, а также перечня медицинских противопоказаний к участию в спортивных мероприятиях с учетом особенностей соответствующих видов спорта (спортивных дисциплин).
Находящееся в ведении Минздрава России Федеральное медикобиологическое агентство (ФМБА) в рамках оказания государственных услуг в сфере здравоохранения и социального развития организует медико-санитарное и медико-биологическое обеспечение спортсменов сборных команд Российской Федерации и их ближайшего резерва, включая проведение углубленного обследования спортсменов. При этом ФМБА осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности организаций здравоохранения по спортивной медицине.
Большую роль в реализации управленческих функций в области физической культуры и спорта играет Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России). Следует подчеркнуть, что основной целью Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны, и в первую очередь для детей и молодежи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом. Для этого необходимы модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях, увеличение до 80% доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Для эффективного решения указанных задач в Минобрнауки России создан Департамент развития системы физкультурно-спортивного воспитания, который призван обеспечить выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере физкультурно-спортивного воспитания обучающихся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных учреждениях. Департамент проводит мониторинг, анализирует организацию и состояние развитие физической культуры, школьного и студенческого спорта в образовательных учреждениях.
|