Среда, 27.11.2024, 21:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Система и компетенция государственных органов, осуществляющих управление в области обороны

В соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об обороне» и другими законодательными актами Российской Федерации государственное управление в области обороны осуществляют Президент РФ, Правительство РФ, а также ряд федеральных органов исполнительной власти.

Основными полномочиями по реализации мер, связанных с организацией обороны страны, Конституцией РФ, Федеральным законом «Об обороне» и другими законодательными актами Российской Федерации наделен Президент РФ. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент РФ определяет основные направления военной политики Российской Федерации; утверждает военную доктрину Российской Федерации; План обороны Российской Федерации и Положение о военном планировании в Российской Федерации, государственную про- грумму вооружения; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

В случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, Президент РФ объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ о ведении военных действий. При этом он исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Он принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединения и выше.

К полномочиям Президента РФ относится также утверждение концепций и планов строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, Плана обороны Российской Федерации, Плана применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационного плана Вооруженных Сил РФ, общевоинских уставов, Устава военной полиции Вооруженных Сил РФ, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.

Президент РФ утверждает положения о Министерстве обороны РФ, Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области обороны. Он утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов.

К компетенции Президента РФ относится и издание указов о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву.

Президент РФ утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания. Он назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от их воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Им утверждаются структура, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатная численность военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатная численность гражданского персонала органов.

В реализации полномочий Президента РФ в области обороны важную роль играет Совет безопасности РФ, который в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О безопасности» является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военнотехнического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности[1].

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», федеральными законами также осуществляет меры по обеспечению обороны страны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Оно руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.

Основные функции Правительства РФ в сфере организации обороны связаны с реализацией мер экономического и мобилизационного характера. Так, Правительство РФ организует оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам, а также их обеспечение материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам, организует разработку и выполнение государственной программы вооружения, утверждает государственную программу развития оборонного промышленного комплекса и организует ее выполнение.

Правительство РФ руководит мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны. В целях реализации задач, связанных с мобилизацией и мобилизационной подготовкой, оно организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) государственных органов, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, а также устанавливает мобилизационные задания федеральным органам исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство РФ определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы, а также выполняет ряд других функций в данной сфере, определенных Федеральным законом «Об обороне», другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, действующими в данной области.

В целях реализации государственной политики в сфере обороннопромышленного комплекса, военно-технического обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности образована Военно-промышленная комиссия РФ. Положение о ней утверждено Указом Президента РФ от 10 сентября 2014 г. № 627. Ее председателем является Президент РФ.

Военно-промышленная комиссия вправе:

принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса, и контролировать их исполнение;

заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей организаций обороннопромышленного комплекса по вопросам, связанным с разработкой, производством, ремонтом и утилизацией вооружения, военной и специальной техники, выполнением программ и планов в области военно-технического обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности, а также по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса и его научно-производственного потенциала;

давать поручения федеральным органам исполнительной власти по вопросам, связанным с разработкой, производством, ремонтом и утилизацией вооружения, военной и специальной техники;

готовить предложения об установлении персональной ответственности должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, связанных с разработкой, производством, ремонтом и утилизацией вооружения, военной и специальной техники.

В качестве постоянно действующего органа при Правительстве РФ образована коллегия Военно-промышленной комиссии РФ для решения текущих вопросов ее деятельности. Коллегия осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по следующим вопросам:

реализация государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса;

развитие науки и технологий в интересах военно-технического обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности;

осуществление контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;

мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации и формирование государственного оборонного заказа;

реализация решений Военно-промышленной комиссии РФ.

Ведущую роль в управлении в области обороны играет Министерство обороны РФ (Минобороны России). Согласно Положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ о 16 августа 2004 г. № 1082, оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Руководство деятельностью Министерства осуществляет Президент РФ. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ. Минобороны России имеет военный геральдический знак — эмблему, а также флаг.

Минобороны России возглавляет Министр обороны РФ, который в настоящее время является по должности заместителем Председателя Правительства РФ. Он управляет Вооруженными Силами РФ через данное министерство.

Министр обороны РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр подчиняется непосредственно Президенту РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ к ведению Правительства РФ, — и Председателю Правительства РФ.

Министру непосредственно подчиняются Вооруженные Силы. Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны России и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия.

Минобороны России координирует и контролирует деятельность подведомственных ему Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства, которые также реализуют ряд функций в области обороны. Основными задачами Минобороны России являются: выработка и проведение государственной политики в области обороны;

нормативно-правовое регулирование в области обороны; нормативно-правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, координация деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;

координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;

координация деятельности войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения;

организация применения Вооруженных Сил РФ в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации; поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил; осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

выработка и реализация государственной политики в области международного военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Минобороны России осуществляет и ряд функций по руководству Вооруженными Силами РФ. Минобороны России разрабатывает и реализует концепцию и план строительства Вооруженных Сил; разрабатывает с участием иных федеральных органов исполнительной власти, в составе которых имеются войска, воинские формирования и органы, план применения Вооруженных Сил РФ, мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, федеральную государственную программу вооружения и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны; разрабатывает предложения по мобилизационным планам экономики Российской Федерации, по плану технического прикрытия инфраструктуры железнодорожного транспорта Российской Федерации и по плану гражданской обороны.

Минобороны России осуществляет многообразные функции по комплектованию Вооруженных Сил РФ, исполнению гражданами воинской обязанности и призыву на военную службу, проведению кадровой политики в Вооруженных Силах РФ и прохождению в них военной службы.

К ведению Минобороны относится и обеспечение функционирования Вооруженных Сил РФ, снабжение их вооружением, техникой и имуществом. Минобороны России организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил; функционирование и развитие единых систем их технического и тылового обеспечения, других войск, воинских формирований и органов, а также разрабатывает единую военно-техническую политику в Российской Федерации по вопросам создания и совершенствования вооружения и военной техники и координирует ее проведение.

В структуру Минобороны России входит Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, который является центральным органом военного управления Минобороны России и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ. В соответствии с решениями Президента РФ — Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Министра обороны РФ Генеральный штаб осуществляет управление Вооруженными Силами, организует планирование обороны Российской Федерации, мобилизационную подготовку и мобилизацию в Российской Федерации в пределах полномочий Минобороны России, а также координирует деятельность других войск, воинских и специальных формирований в области обороны. Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ утверждено Указом Президента РФ от 23 июля 2013 г. № 631.

Руководство деятельностью Генерального штаба осуществляет Министр обороны РФ. Генеральный штаб состоит из центральных органов военного управления и иных структурных подразделений. Организационную структуру Генерального штаба утверждает Министр обороны РФ.

Основными задачами Генерального штаба являются организация: управления Вооруженными Силами; планирования обороны Российской Федерации; перевода Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени, а также обеспечения их мобилизационного развертывания; поддержания Вооруженных Сил РФ в необходимой готовности и контроль этой деятельности; разведывательной деятельности в интересах обороны и в пределах своей компетенции в интересах безопасности Российской Федерации, а также ряд других задач по управлению Вооруженными Силами РФ и координации их деятельности с другими войсками, воинскими формированиями и органами.

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) — федеральный орган исполнительной власти, в функции которого входят контроль и надзор в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами (военно-техническое сотрудничество). Положение о Службе утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1083. Руководство деятельностью ФСВТС России осуществляет Президент РФ. ФСВТС России подведомственна Минобороны России, которое координирует и контролирует ее деятельность.

В систему ФСВТС России входят центральный аппарат ФСВТС России, ее территориальные органы, представительства ФСВТС России в Российской Федерации и в иностранных государствах, представители ФСВТС России в иностранных государствах и их заместители, а также организации, учреждаемые для обеспечения деятельности ФСВТС России.

Основными задачами ФСВТС России являются:

в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор в области военно-технического сотрудничества;

участие в разработке совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области военно-технического сотрудничества и внесение в установленном порядке соответствующих предложений Президенту РФ, в Правительство РФ и Минобороны России;

реализация совместно с другими федеральными органами исполнительной власти основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества, определяемых Президентом РФ;

государственное регулирование в области военно-технического сотрудничества в соответствии со своей компетенцией во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти. Федеральная служба имеет геральдический знак — эмблему и флаг.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭКРоссии) согласно Положению о ней, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085, является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом экспортного контроля. ФСТЭК России также является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.

ФСТЭК России осуществляет специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере, в том числе в функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям;

противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;

обеспечения некриптографическими методами защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации с ограниченным доступом, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории Российской Федерации;

защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

осуществления экспортного контроля.

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства. Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084.

Основными задачами Спецстроя России являются: строительство объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также обустройство войск, жилищное строительство и строительство объектов социальной инфраструктуры для Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

строительство и реконструкция предприятий и организаций ядер- ного комплекса, предприятий по хранению и уничтожению химического и иных видов оружия массового поражения, а также других критически важных для государства объектов;

техническое прикрытие и восстановление автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования на территории Российской Федерации;

строительство и капитальный ремонт в мирное и военное время автомобильных дорог оборонного значения, а также автомобильных дорог общего пользования, осуществляемые в качестве подрядчика;

участие в восстановлении специальных объектов в районах, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и стихийных бедствий;

строительство и восстановление объектов мобилизационного назначения для федеральных органов исполнительной власти, а также объектов оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

обеспечение в пределах своих полномочий боевой и мобилизационной готовности воинских формирований.

Инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования при Федеральном агентстве специального строительства являются составной частью сил, привлекаемых к обороне.

К инженерно-техническим воинским формированиям относятся военно-инженерные технические формирования специального строительства — главные управления специального строительства по территориям федеральных округов, управления специального строительства по территориям (органы управления), управления строительной промышленности (органы управления), военно-инженерные технические управления (органы управления), строительные и специализированные управления, заводы, строительные и промышленные комбинаты, проектно-конструкторские и технологические институты, медицинские, научные, военно-образовательные учреждения профессионального образования и другие организации; военно-инженерные технические формирования связи — Военное эксплуатационно-восстановительное управление связи (орган управления), инженерно-технические узлы, центры, группы и отделения связи, мобилизационные группы, другие воинские части (подразделения).

К дорожно-строительным воинским формированиям относятся военные управления дорожного строительства (органы управления), управления дорожно-строительных работ, базы автотранспорта и механизации и другие дорожно-строительные воинские части и организации.

Согласно Положению об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, утвержденному Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084, воинские формирования предназначены для строительства объектов специального и производственного назначения, обеспечивающих оборону и безопасность государства, правопорядок, а также для обустройства войск, жилищного строительства и строительства объектов социальной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, а также для решения ряда других задач.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868. МЧС России выполняет и другие задачи и функции, касающиеся защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

[1] См. также Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации».

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.04.2017)
Просмотров: 194 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%