Управление в области внутренних дел как отрасль государственного управления возникло в России в 1802 г. при Александре I. Тогда для совершенствования системы государственного управления под руководством выдающегося российского юриста М. М. Сперанского было создано восемь министерств, в том числе Министерство внутренних дел, которое через подчиненных ему губернаторов осуществляло административно-политический контроль за населением и территорией всей Российской Империи, охраняло общественный порядок и безопасность, боролось с преступностью. Кроме того, оно ведало промышленностью, торговлей, дорогами, почтой, медицинскими учреждениями, полицией, местами заключения, заботилось о развитии «добрых нравов». Первому министру внутренних дел В. П. Кочубею вменялось императором в обязанность «печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве Империи».
На протяжении двух веков термин «внутренние дела» традиционно сохранялся, хотя содержание этой области государственной деятельности исторически менялось. После Октябрьской революции 1917 г. Народный комиссариат внутренних дел (НКВД, затем МВД) участвовал в строительстве советской власти и занимался многими другими внутренними делами, оставаясь вплоть до 60-х гг. XX в. самым крупным промышленным и строительным министерством — на базе труда заключенных.
В современных условиях в соответствии с конституционными положениями, закрепившими смену политической системы, организации государственной власти, федеративного устройства, экономических отношений, правового регулирования, коренным образом изменилось социальное назначение органов внутренних дел, полиции. Теперь оно заключается не в обслуживании политического режима, а в заботе о защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства; признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина, защите общества и государства от тех или иных угроз в сфере правоохраны.
В общем виде к объектам управления в области внутренних дел относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Область внутренних дел государства включает в себя различные группы общественных отношений, связанные:
с защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
предупреждением и пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств;
выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания;
осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; обеспечением безопасности дорожного движения; лицензионно-разрешительной деятельностью; охраной имущества физических и юридических лиц по договорам; миграционной политикой.
Возникающие в процессе названной деятельности общественные отношения по своей сути относительно близки и поэтому объединены в одну область внутренних дел.
Следовательно, сущность управления в области внутренних дел и его специфика состоят в том, что оно не только представляет собой целенаправленную организующую деятельность, но и включает непосредственную практическую охрану прав и свобод граждан, обеспечение охраны, общественного порядка и собственности, общественной безопасности.
Содержание управления в области внутренних дел обусловливается характером и особенностями общественных отношений, составляющих объект управляющего воздействия, т. е. специфика объекта определяет и особенности управления в этой сфере. Его отличает: динамизм функционирования; значительно больший по сравнению с другими сферами управления объем государственно-властных принудительных полномочий; профилактическая направленность; централизм в организации управления; особенности службы в органах внутренних дел (вооруженность, строгая дисциплина, единоначалие, форма одежды, социальная защищенность личного состава). Содержание управления раскрывают его функции:
общие — информационно-аналитическая, прогнозирование, планирование, регулирование, организация взаимодействия, контроль, оценка эффективности;
специальные, или основные, — административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная (дознание, предварительное следствие), профилактическая;
обеспечивающие — кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводство и др.
Субъекты управления в области внутренних дел. Основным субъектом управления внутренними делами является государство, реализующее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Общее руководство в области внутренних дел осуществляет Президент РФ, издающий указы по вопросам, относящимся к этой сфере. Так, его Указом от 1 марта 2011 г. № 248 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Конституционные полномочия Президента РФ включают назначение на должность федерального Министра внутренних дел и освобождение его от должности по представлению Председателя Правительства РФ, назначение и освобождение Главнокомандующего внутренними войсками, других высших должностных лиц органов внутренних дел (по представлению Министра).
Непосредственное выполнение функций по обеспечению общественного порядка и безопасности осуществляют органы исполнительной власти. Их можно разделить на пять групп.
Правительство РФ, правительства (советы министров или администрация) субъектов РФ. Эти органы общей компетенции осуществляют общее руководство и координируют работу всей государственной системы обеспечения общественного порядка и безопасности в пределах своей компетенции.
Федеральные органы исполнительной власти, которые наряду со своими основными функциями выполняют большой объем работы по обеспечению общественного порядка и безопасности в пределах полномочий своих предприятий, учреждений и организаций (например, Министерство транспорта РФ, Министерство здравоохранения РФ).
Государственные органы исполнительной власти России, которые называют силовыми, например Министерство обороны РФ.
Правоохранительные органы, в объеме полномочий которых обеспечение общественного порядка и безопасности занимает значительное место. К ним относятся органы прокуратуры, юстиции, Федеральной службы безопасности РФ, таможенные органы и ряд других.
Государственные органы, специально созданные для обеспечения общественного порядка и безопасности. Это органы внутренних дел (полиция) и внутренние войска МВД России, органы Федеральной миграционной службы РФ, а также подразделения МЧС России, к полномочиям которого относится, в частности, обеспечение пожарной безопасности, органы наркоконтроля России.
К государственной системе тесно примыкает и такое важнейшее низовое звено обеспечения общественного порядка и безопасности, как органы местного самоуправления, призванные выполнять в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ на территории муниципального образования функции охраны прав и свобод граждан, обеспечения соблюдения законов, актов вышестоящих органов государственной власти, осуществлять контроль за исполнением их решений организациями и гражданами.
Государственная система обеспечения общественного порядка и безопасности не может успешно функционировать без помощи и содействия общественных объединений и граждан, на добровольной основе участвующих в реализации этой важнейшей государственной функции (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»),
|