Подготовка граждан и всех государственных и негосударственных органов и организаций, ведение гражданской обороны в целях защиты гражданского населения и народно-хозяйственных объектов от опасностей, возникающих при военных действиях, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, спасение людей, предупреждение, локализация и ликвидация последствий стихийных бедствий являются важнейшими общегосударственными задачами.
Ежегодно в результате многочисленных природных (наводнения, землетрясения), техногенных (пожары, транспортные катастрофы, радиационное заражение) и биолого-социальных (террористические акты, эпидемии) катаклизмов, аварий и катастроф гибнут тысячи людей, сотни тысяч получают ранения и инвалидность, уничтожаются материальные ценности на многие миллиарды рублей.
В целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах создано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Положение о нем утверждено Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868.
Министерство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Министерство также осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в установленной сфере деятельности.
В систему МЧС России входят:
центральный аппарат;
территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Федерации;
Государственная противопожарная служба;
войска гражданской обороны;
Государственная инспекция по маломерным судам;
аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства.
Эти государственные органы, воинские формирования, учреждения, предприятия и организации выполняют следующие основные задачи:
выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
подготовка и утверждение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в порученной области;
управление в установленной сфере деятельности, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
нормативное регулирование в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
деятельность по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
Положением о МЧС России регламентированы основные функции, полномочия, организация деятельности Министерства, полномочия Министра.
Положением о территориальном органе МЧС России — региональном центре, утвержденном приказом МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458, установлены задачи, функции, полномочия, органи
зация деятельности регионального центра, полномочия его начальника.
Территориальные органы — региональные центры МЧС России созданы и функционируют в пределах военных округов. Они осуществляют в установленном порядке руководство соединениями, воинскими частями войск гражданской обороны, подразделениями Государственной противопожарной службы, поисково-спасательными подразделениями, иными подразделениями и организациями МЧС России, непосредственно подчиненными региональному центру, а также главными управлениями МЧС России по субъектам РФ в пределах своих полномочий.
Руководство деятельностью Главного управления МЧС России по г. Москве и Главного управления МЧС России по Калининградской области осуществляет непосредственно центральный аппарат МЧС России.
Региональный центр МЧС России возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Министра. Начальник регионального центра МЧС России подчиняется Министру.
Начальник регионального центра МЧС России руководит на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на региональный центр МЧС России задач.
МЧС России возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МЧС России задач и функций. Положением о МЧС России он наделен обширными полномочиями. В частности, Министр:
вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ проекты нормативных правовых актов и предложения по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России;
организует работу МЧС России, руководит деятельностью Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательных и иных формирований и управляет войсками гражданской обороны; пользуется в полном объеме правами, предусмотренными общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, в отношении военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, а также правами, предусмотренными Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в отношении лиц рядо- во го и начальствующего состава Государственной противопожарной службы;
издает в пределах своей компетенции в установленном порядке нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, утверждает стандарты и нормы, отнесенные к компетенции МЧС России.
В МЧС России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников центрального аппарата, организаций, находящихся в ведении Министерства, на которой рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности МЧС России.
Для анализа и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России, при Министерстве создается научно-технический совет, в состав которого могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений. Для разработки основных направлений международного сотрудничества и обеспечения деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования при МЧС России создается совет по оценке и стратегическому планированию международной деятельности.
|