Можно классифицировать консультирование по самым разнообразным критериям. Самым поверхностным критерием для классифицирования консультирования является распределение его по категориям дел, за советом по которым обращаются заинтересованные лица (консультирование по наследственным делам, консультирование по семейным делам, консультирование по жилищным делам и т. д.).
Формулировка действующего Закона об адвокатуре дает критерий для наиболее общей классификации консультирования — по форме. Соответственно, по данному критерию можно выделить следующие виды (или способы) консультирования:
устное;
письменное.
Письменное консультирование, в свою очередь, можно подразделить на следующие наиболее распространенные виды:
подготовка справки по законодательству;
подготовка правового заключения;
подготовка проектов документов.
Особенности данных видов письменного консультирования подробно будут рассмотрены далее.
Следует отметить, что устное и письменное консультирование не являются жестко разграниченными видами консультирования, поскольку могут сочетаться. В частности, подготовка консультации в письменной форме может быть дополнением к устной консультации. Адвокат также вправе устно дополнить и прокомментировать документ, содержащий консультацию в письменной форме. В то же время каждый вид консультирования имеет свою специфику, которая будет рассмотрена в настоящем учебном пособии.
При этом представляется справедливым, если все адвокаты примут к сведению замечание о том, что «форма консультации (письменная или устная) не должна влиять на ее качество. Если посетитель не осведомлен о том, что консультация и справки могут предоставляться как в устной, так и в письменной форме, в начале разговора следует разъяснить ему данное положение»1.
Кроме того, консультирование может быть классифицировано по содержанию. По данному критерию можно выделить следующие виды консультирования:
формальные правовые консультации (например, информирование о содержании правовой нормы, о толковании закона);
консультации по конкретным ситуациям или правовым вопросам; при этом адвокат получает фактическую информацию конфиденциального характера и формулирует конкретные рекомендации.
Такое различение важно потому, что в рамках формального консультирования адвокат не узнает практически никаких сведений, составляющих адвокатскую тайну. Фактически единственным обстоятельством, представляющим собой адвокатскую тайну, является только само обращение доверителя к адвокату.
Далее будет приведен пример дисциплинарного производства, в котором эта классификация сыграла существенную роль. Здесь же можно для иллюстрации распространенности данной классификации привести другое дисциплинарное производство.
Заключение квалификационной комиссии Адвокатской палаты
Челябинской области от 9 января 2008 года
26 декабря 2007 г. в соответствии с п. 1 ст. 21 Кодекса профессиональной этики адвоката постановлением президента Адвокатской палаты Челябинской области А. Г. Шакурова по жалобе доверителя Н. в отношении адвоката В. возбуждено дисциплинарное производство, основанием кото- [1] рого явилось заключение соглашения адвокатом В. с доверителем Х., который обратился в суд с иском к заявителю.
Из текста жалобы следует, что в конце апреля 2007 г. Н. обратилась к адвокату В. за консультацией по вопросу, возможно ли оспаривание родственниками завещания бабушки. Адвокат сообщила, что это возможно, посоветовала поскорее забрать бабушкину медицинскую карту из поликлиники, сообщила, сколько будут стоить ее услуги. Позднее, когда ей стало известно, что родственники обратились в суд для оспаривания завещания, она обратилась к адвокату В. Однако адвокат сообщила, что уже приняла поручение на ведение дела от тех самых родственников и работать с заявительницей не будет.
Заявитель считает, что адвокат В. использовала информацию, полученную от нее по делу, ей же во вред, чем нарушила положения п. 1 ст. 11 Кодекса профессиональной этики адвоката, п. 4 ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Адвокат В. поддержала доводы, изложенные в жалобе, и пояснила, что действительно к ней обращалась Н. Ее интересовал вопрос, возможно ли оспорить завещание и сколько будет стоить работа адвоката. Она ответила на оба вопроса, больше ни о чем не говорили, документов ей заявительница не передавала, соглашения с ней не заключала, даже не спрашивала ее фамилию. В ходе данной консультации никакой личной информации ей не сообщалось, поэтому в ее действиях нет нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. В судебном заседании данный вопрос рассматривался.
Представитель В. адвокат Ш. пояснила, что в г. Озерске такие ситуации, как у заявителя и адвоката В., случаются часто. Граждане обращаются с вопросом о стоимости услуг, возможности обращения в суд. При этом они не сообщают ни своей фамилии, ни подробностей сложившейся ситуации. Данные консультации являются формальными, содержащими ответы на общие вопросы. По существу, такие граждане даже не являются доверителями.
Адвокат В. также считает, что Н. ее доверителем не является.
В материалах дисциплинарного производства имеются копия ордера адвоката В. на представление интересов Х.; исковое заявление Х. от 17 сентября 2007 г.; копия протокола судебного заседания, согласно которому Н. в суде заявила, что обращалась к адвокату В., никаких документов не предоставляла, консультация была бесплатная, адвокат посоветовала забрать амбулаторную карту; копия соглашения адвоката В. с Х. от 29 июня 2007 г.
Изучив материалы дисциплинарного производства, квалификационная комиссия приходит к выводу, что заявитель Н. не является доверителем адвоката В.
В связи с этим квалификационная комиссия вынесла заключение о
необходимости прекращения дисциплинарного производства в отношении адвоката В., и Совет палаты прекратил производство1.
Близкой к этому критерию является следующая классификация:
конкретное консультирование, осуществляемое по узкоспециальной проблеме индивида, группы, семьи и т. д. При этом происходит не только передача дополнительной правовой информации, помогающей клиенту по-новому взглянуть на волнующую его проблему, но и его морально-психологическая поддержка. На практике очень часто современный клиент нуждается именно в такой помощи для того, чтобы с большей уверенностью реализовать имеющееся у него знание в практическое действие;
программное консультирование. Это двусторонний процесс решения правовых проблем, в ходе которого консультант помогает учреждению или организации объективно проанализировать основные направления деятельности, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых услуг. При таком консультировании главное внимание сосредоточивается на способах обеспечения реальности мероприятий и планов, оказания необходимых услуг, а не на личностной проблеме отдельно взятого индивида2.
Сам по себе содержащийся в п. 2 ст. 2 Закона об адвокатуре перечень видов юридической помощи, оказываемой адвокатами, дает основания для выделения еще одной классификации консультирования:
консультирование как самостоятельный вид юридической помощи;
консультирование как часть иной юридической помощи (например, как часть оказания помощи в рамках судебного представительства, в рамках представительства в органах государственной власти и органах местного самоуправления, при обращении в международные судебные учреждения, по налоговым правоотношениям).
Немаловажным для структуры проведения консультационной беседы является классификация по такому критерию, как первичность консультирования, по которому выделяются: [2] [3]
первичное консультирование;
последующее консультирование.
Различие между указанными видами консультирования состоит в том, что при последующем консультировании правовая проблема, имеющаяся у доверителя, уже известна адвокату, и он оказывает консультационную помощь как своеобразную длящуюся и развивающуюся юридическую помощь.
Близкой к только что приведенной классификации является классификация по такому критерию, как частота встреч с клиентом для дачи консультации и возможной перспективы ведения дела. По этому критерию различаются следующие виды консультирования:
разовое, когда проблема клиента в ходе одной-двух встреч со специалистом бывает решена;
повторное, или дополнительное, консультирование. Проводится в случае, когда в ходе первоначальной консультации клиент не получил ответы на все интересующие его вопросы либо возникли дополнительные обстоятельства, которые могут повлиять на содержание консультации;
многократное консультирование. Актуально в тех случаях, когда клиент самостоятельно ведет свое дело в суде и по мере возникновения юридических трудностей обращается к юристу;
консультирование с перспективой сопровождения дела клиента вплоть до судебного процесса[4].
Еще одним полем для классифицирования консультирования может быть количественный состав участников консультационной встречи, в рамках которой адвокат (или адвокаты) оказывает консультационную помощь заинтересованным лицам. При этом по данному признаку можно выделить два критерия:
в зависимости от количества адвокатов, оказывающих консультационную помощь;
в зависимости от количества граждан, обратившихся за консультационной помощью.
По количеству адвокатов, оказывающих консультационную помощь, можно соответственно выделить:
консультирование, проводимое одним адвокатом;
консультирование, проводимое одновременно несколькими адвокатами (его можно назвать еще комиссионным консультированием).
Комиссионное консультирование наиболее широко применяется при оказании адвокатами помощи в сфере бизнес-адвокатуры (т. е. при консультировании субъектов предпринимательской деятельности). Непременным условием командного консультирования является то, что адвокаты обязательно должны сформулировать и дать доверителю единые, согласованные всеми ими рекомендации. Принципиально важно, чтобы все адвокаты, участвующие в консультационной беседе, ни в коем случае не показывали перед доверителем (или доверителями, если за консультацией к адвокатам обратилось несколько человек) разногласий даже тогда, когда таковые разногласия возникают. При наличии разногласий в оценке правовой проблемы, в специфике законодательного регулирования соответствующих отношений, в определении способов преодоления этой проблемы, в выработке тезисов для участия в переговорах или доводов позиции в судебном разбирательстве целесообразно отложить предоставление консультации до тех пор, пока адвокаты не выработают единые рекомендации. В противном случае доверитель (или доверители) не будет знать, рекомендациям какого адвоката следовать.
Необходимо отметить, что комиссионное консультирование особенно эффективно при разрешении сложных правовых проблем, затрагивающих различные отрасли права (например, ситуации, относящиеся одновременно к сфере гражданского и семейного права, или наследственного и земельного права, или гражданского и жилищного права). В такой ситуации несколько адвокатов, каждый из которых является специалистом в определенной отрасли, наиболее полно и всесторонне рассмотрят проблему, а значит, подготовят максимально правильный и всеохватывающий ответ на обращение граждан. Однако в случае проведения комиссионного консультирования важно, чтобы адвокаты, проводящие такую консультацию, заранее определили, какую информацию каждый из них сообщает доверителю (или доверителям), с тем чтобы исключить споры и недоразумения по этому поводу в присутствии обратившихся граждан.
По количеству лиц, обратившихся за консультационной помощью, можно соответственно выделить:
индивидуальное консультирование — консультирование, проводимое для одного лица1;
групповое2, или коллективное, консультирование — консультирование, проводимое одновременно для нескольких лиц. [5] [6]
В случае если на консультационный прием пришли несколько человек, адвокату нужно понять: обращается за консультацией один человек, вместе с которым пришли несколько человек в качестве группы поддержки, или несколько человек, объединенных необходимостью разрешения одной правовой проблемы, нуждаются в консультации.
К данной классификации мы будем обращаться при рассмотрении различных этических аспектов оказания адвокатами консультационной помощи (гл. 3).
Классификация видов консультирования по субъекту, т. е. по лицу, обращающемуся к адвокату за консультационной помощью, также имеет весьма важное практическое значение. По данному критерию важно подразделить консультирование на следующие виды:
консультирование граждан (и других физических лиц);
консультирование субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
Необходимо также отметить, что консультационная помощь физическим и юридическим лицам, оказанная адвокатом по форме, а точнее, по порядку проведения консультирования, не имеет принципиальных различий. Это обусловлено тем, что консультационную беседу адвокат в любом случае проводит с конкретными гражданами, т. е. физическими лицами, обращающимися к нему за юридической помощью либо в своих интересах лично, либо в интересах своих близких, либо в интересах юридического лица в качестве его представителей. Однако имеется специфика. Во-первых, разумеется, по предмету консультирования, во-вторых, по особенностям общения, по представлению информации (основной массив которой при оказании адвокатом юридической помощи субъектам предпринимательской деятельности составляют не устные сведения, а документы).
Еще одной практически применимой классификацией консультирования является классификация по критерию зависимости от степени сложности проблемы клиента. По данному критерию консультирование можно подразделить на два вида:
консультирование, проводимое сразу же за интервьюированием, поскольку является его логическим продолжением. Практикуется, как правило, в отношении несложных юридических вопросов, не требующих дополнительного изучения юридической и справочной литературы, законодательства, практики его применения;
консультирование, проводимое через определенное время после интервьюирования. Основанием для такого временного интервала служит потребность в тщательном изучении вопроса клиента, работе с правовыми базами, подготовке ответа, согласовании консультации со специалистами иных направлений1.
Следует пояснить, что различие между указанными видами консультирования состоит в том, требуется ли адвокату время для подготовки к собственно консультированию (как предоставлению консультации). Адвокат должен понимать, что никому — ни опытному специалисту, ни начинающему — не следует отказываться от отложения консультирования в случаях, когда для этого есть основания. В данном случае однозначен приоритет оказания квалифицированной юридической помощи перед любыми иными соображениями и целями адвокатов. Это положение напрямую связано с такой общекультурной компетенцией, как способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности (ОК-2), а также с принципом добросовестности и полноты консультации.
Существуют и иные перечни видов консультационной помощи адвоката, основанные на различных аспектах тактики оказания адвокатом данного вида помощи. Они будут рассмотрены далее в гл. 5.
А. Д. Бойков, Н. И. Капинус и Е. Г. Тарло указывают, что консультационная работа адвоката состоит из следующих элементов:
дача устных консультаций (советов) и справок по законодательству, в том числе и после изучения представленных посетителем документов;
предоставление устных консультаций (советов) с последующим составлением проектов документов (заявлений, жалоб, ходатайств, учредительных документов, иных деловых бумаг ит. п.);
составление (в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре) запросов о выдаче справок, характеристик, иных документов;
подготовка письменных справок по законодательству2.
С приведенным перечнем видов консультационной помощи можно в целом согласиться, за исключением составления адвокатских запросов, поскольку подготовка и направление адвокатских запросов — это одно из статусных (общепрофессиональных) полномочий адвоката, имеющих межпроцессуальный характер, но ни в коем случае не самостоятельный вид консультирования.
Особенности применения адвокатом при консультировании имеющихся у него статусных (профессиональных) полномочий будут рассмотрены далее. [7] [8]
О. Блохина отмечает, что допустима следующая классификация видов консультирования1:
в зависимости от степени сложности проблемы клиента для юриста:
консультирование, которое следует сразу же за интервьюированием, являясь его логическим продолжением;
консультирование, которое проводится через определенный промежуток времени после непосредственно интервьюирования;
в зависимости от продолжительности сотрудничества клиента и юриста:
разовая консультация;
консультирование, предполагающее дальнейшее ведение дела клиента;
в зависимости от характера общения юриста и клиента:
очное консультирование;
заочное консультирование («адвокат по переписке»).
В последней классификации, весьма жизненной и практически- ориентированной, можно выделить третью разновидность — очно-заочное консультирование (консультирование по телефону). Этот вид консультирования адвокат может применять только в исключительных случаях и только в отношении лиц, уже являющихся его доверителями, когда им требуется срочное разъяснение (или справка) по какой-либо появившейся у них проблеме.
При этом в отношении и заочного, и очно-заочного консультирования будет справедливо замечание О. Блохиной о том, что юрист «сталкивается с целым рядом трудностей: отсутствует информация, обычно получаемая при интервьюировании клиента; исключена возможность использования невербальных способов получения информации; требуется наличие особых навыков письменного изложения ответа и др.»2.
В. В. Печерский указывает3, что в зависимости от отрасли законодательства предмета консультации также следует различать:
консультации по материальным отраслям права (одной или нескольким); [9] [10] [11]
консультации по процессуальным отраслям права (одной или нескольким);
комплексное консультирование.
С приведенной классификацией тем более стоит согласиться, что отдельно можно выделить такой вид консультирования, как консультирование представителя; в первую очередь представитель обычно консультируется по процессуальным вопросам. Обращение к помощи представителя-неюриста, который будет выступать от имени граждан в судебном процессе, может быть обусловлено для этих граждан финансовыми соображениями. При этом предполагается, что за разъяснениями об особенностях процессуальной процедуры, а также за помощью в формировании позиции по делу такой представитель может обратиться к адвокату. Соответственно, важно правильно разъяснить представителю его процессуальный статус, чтобы при выполнении своих процессуальных функций он не переходил к выступлениям в качестве стороны по делу или свидетеля.
[1] Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / отв. ред. Е. В. Семеняко. С. 35.
[2] См.: Дисциплинарное производство в отношении адвоката В. // Профессиональная этика адвоката. Матер. по вопросам дисциплинарной практики адвокатских палат субъектов Российской Федерации / сост. Н. М. Кипнис. М., 2008. С. 498—501.
[3] См.: Адвокатская этика: учебник / под ред. Г. Б. Мирзоева, Н. Д. Эриашвили. С. 157—158.
[4] См.: Адвокатская этика: учебник / под ред. Г. Б. Мирзоева, Н. Д. Эриашвили. С. 158.
[5] См.: Адвокатская этика: учебник / под ред. Г. Б. Мирзоева, Н. Д. Эриашвили. С. 157.
[6] Там же.
[7] См.: Адвокатская этика: учебник / под ред. Г. Б. Мирзоева, Н. Д. Эриашвили. С. 158.
[8] См.: Бойков А. Д., Капинус Н. И., Тарло Е. Г.Указ. соч. С. 199.
[9] См.: Блохина О. Понятие, виды и этапы консультирования // URL: htpp://www. lawclinic.ru.
[10] Там же.
[11] См.: Печерский В. В. Институт адвокатуры: теория основных понятий и принципов. М., 2008. С. 225.
|